Согласовано строительство аэропорта в Позднякова
Минобороны России согласовало площадку в деревне Позднякова под строительство нового аэропорта Иркутска. Губернатор Игорь Кобзев назвал это хорошей и долгожданной новостью — региональные власти вели переговоры по этой территории больше года. Мы спросили аналитика группы «Финам» Наталью Пырьеву о последствиях переноса аэропорта из областного центра.
Наталья Пырьева подчеркнула, что аэропорт Иркутска в последние десятилетия приобрел «дурную славу» из-за 13 авиакатастроф, произошедших в Приангарье. Причинами этого, по ее словам, считают расположение аэропорта в городской черте и туманность вокруг из-за близости к водохранилищу Иркутской ГЭС.
Аналитик напомнила, что основная инфраструктура аэропорта была построена еще в советские годы, а последняя масштабная реконструкция зданий проводилась в нулевые.
Основной проблемой, по мнению Пырьевой, является терминал внутренних воздушных линий, новое здание которого ввели в 2009 году. Сегодня его фактическая пропускная способность в два раза ниже проектной. Кроме того, не хватает площадей для выдачи багажа, входного досмотра и выхода на посадку.
— С одной стороны, перенести аэропорт за пределы города — это позитивная новость с точки зрения безопасности полетов, однако вопросы относительно причин авиакатастроф и связи непосредственно с действующим аэропортом Иркутска всё еще сохраняются. С другой стороны, этот же фактор отдаленности будет минусом — сложнее добираться и с финансовой точки зрения, и с временной, — подчеркнула Пырьева.
По ее оценкам, перенос аэропорта потребует создание новой дорогостоящей инфраструктуры, в частности, моста через реку Ангару с северным обходом города. В противном случае жители Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхово и других населенных пунктов будут вынуждены делать большой крюк через Иркутск, чтобы добраться до авиаузла. Из-за этого вырастет нагрузка на транспортные артерии областного центра.
Предполагается, что северный обход объединит объездную микрорайона Ново-Ленино с Качугским и Александровским трактами и выход в районе Оёка.
— Помимо этого, сам город Иркутск потеряет часть туристов. Несмотря на то, что город не является культурным центром и основная масса туристов приезжает на Байкал, но останавливается в городе и между делом осматривает город и его достопримечательности. В случае переноса аэропорта туристы будут сразу уезжать на Байкал — зачем ехать в противоположную сторону, чтобы посетить не сильно примечательный город? — заметила эксперт.
Наталья Пырьева добавила, что не видит «критических причин для переноса аэропорта».
— Да, сохраняются сложности в работе, необходима реконструкция имеющейся инфраструктуры, но мы полагаем, что эффективнее было бы отреставрировать действующий аэропорт, чем осуществлять его глобальный перенос, — резюмировала аналитик.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнерства для модернизации существующего авиаузла и строительства нового. Но до сих пор это поручение президента не исполнено.
При предыдущем губернаторе, Сергее Левченко, власти так и не определились с местом строительства. Зато в 2018 году был заложен камень на месте предполагаемого строительства объединенного терминала внутренних и международных воздушных линий. Дальше этого дело не пошло.
В сентябре 2021 года Кобзев заявил, что для размещения нового аэропорта рассматриваются две площадки — Позднякова и Ключевая Падь. Сам глава региона подчеркивал, что «склоняется к Позднякова». Хотя эта территория трижды отклонялась Главгосэкспертизой. Согласование Минобороны по этой территории планировалось получить до конца года, но этого не произошло. По оценкам главы Росавиации Александра Нерадько, стоимость нового аэропорта могла составить 53 миллиарда рублей. Предполагалось, что проект на новый авиаузел должен быть готов до 2025 года, а само строительство — начаться не позднее 2030-го.
В июне 2022-го руководство аэропорта представило варианты модернизации существующих терминалов. Проблему с нехваткой площадей планируется решить с помощью пристроев. Например, для временного строения к терминалу внутренних воздушных линий потребуется более 1 миллиарда рублей. Капитальное здание потребует еще больших инвестиций.
Начните обсуждение первым!