Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

IRK.ru: Асфальт против плитки: что лучше?

Рубрики: Дороги
18.07.2018

Пока во многих крупных российских городах — Москве, Красноярске, Волгограде, Барнауле — асфальтовые тротуары постепенно уходят в прошлое, в Иркутске уже второй год идет обратный процесс — плитку на центральных улицах вновь заменяют асфальтом. Журналист IRK.ru разбирался, насколько обоснованы такие перемены.

Плитка — не пытка

Претензии иркутян к плитке хорошо известны: она неровно лежит, «хлюпает», поэтому люди на мощеных тротуарах спотыкаются, женщинам неудобно ходить на каблуках. У некоторых горожан даже могло сформироваться представление, будто плитка и должна быть такой — несовершенный материал, который нужно постоянно менять. Но это не так, главная причина ее преждевременного износа — низкое качество. При этом у гранитной плитки таких проблем нет вовсе — она может треснуть только при неравномерном давлении в случае неправильной укладки.

Качественная тротуарная плитка имеет много преимуществ перед асфальтом. Во-первых, превосходит его в прочности. Асфальт становится хрупким в жаркую погоду, в случае повреждения исправить дефект можно лишь положив новое покрытие.

Асфальт с провалами на улице Желябова

Асфальт с провалами на улице Желябова

Во-вторых, экологичность. Один из компонентов испарений асфальта — бензапирен. Это канцерогенное вещество первого класса опасности попадает в воздух при жаре больше 25 градусов. Согласно Большой медицинской энциклопедии, бензапирен относится к онкогенам — веществам, вызывающим развитие опухолей.

Асфальтовое покрытие тротуара пористое, по сравнению с плиткой, накапливает в себе тяжелые металлы, в том числе свинец, который попадает в воздух вместе с выхлопными газами. Во время жары вещества испаряются и поступают в легкие животных и людей.

Закатанный в асфальт люк на улице Ленина

Закатанный в асфальт люк на улице Ленина

Последний, но отнюдь не менее важный аспект — эстетичность. Асфальт из-за своей недолговечности очень быстро становится неприглядным: на нем возникают трещины, он ломается и деформируется. В подтверждение этого достаточно взглянуть на тротуары в районе остановки «Художественный музей». Их закатали в асфальт меньше года назад, но трещины уже появились.

Почему же плитку решили снять, а не переложить с соблюдением технологии? Департамент дорожной деятельности администрации Иркутска ответил на вопросы по этой теме. Причин несколько: горожане «неоднократно обращались с жалобами на плитку», утверждая, что зимой она становится скользкой и небезопасной. На ряде участков покрытие пришло в негодность и по нему неудобно ходить.

Впрочем, с некоторых тротуаров сняли плитку без дефектов. Пример — участок улицы Маркса возле дома № 26. Как видно на снимках, размещенных на сервисе «Яндекс. Панорамы», осенью 2017 года покрытие там было в приемлемом состоянии. Похожая ситуация с тротуаром возле кинотеатра «Художественный» и на улице Чкалова рядом с комплексом зданий ИФИЯМ ИГУ (бывший иняз. — Прим. авт.).

Фото с «Яндекс. Панорамы»
Фото с «Яндекс. Панорамы»

Зато в центре можно найти немало асфальтированных тротуаров в неудовлетворительном состоянии, которые менять не торопятся. Яркий пример — та же улица Маркса, участок возле «Дома офицеров».

Пока в другой части улицы снимают целую плитку, здесь на асфальте среди трещин появились дыры, на которых иркутский художник Иван Кравченко сделал «заплатки» из керамической плитки, чтобы обратить внимание на проблему.

Другой интересный вопрос — куда пропадает плитка после демонтажа. Ответ департамента звучит так: часть используется для ремонта других тротуаров, «где она подходит по форме и цвету». Поврежденную плитку вывозят на свалку, а остальное «складируется на базе МУП „Иркутскавтодор“ для дальнейшего использования». Что подразумевается под «дальнейшим использованием», в ответе департамента не уточняется.

Качество асфальтовых работ на Чкалова возле ИФИЯМ

Качество асфальтовых работ на Чкалова возле ИФИЯМ

Асфальт: скупой платит дважды

Выбор асфальта чиновники из департамента объясняют так: это «более долговечное» покрытие, которое удобнее очищать в осенне-зимний период. Оно «не скользит», и его «проще ремонтировать». Еще один значимый фактор — цена. «Один квадратный метр асфальтированного тротуара, включая работы и материалы, обходится в 800-900 рублей, те же работы с плиткой оцениваются от 1500 до 3000 рублей», — говорится в ответе администрации.

Правильно уложенную тротуарную плитку (как сухопрессованную, так и гранитную) можно эксплуатировать десятилетиями. В Иркутске есть примеры: сухопрессованная плитка (дешевле гранитной в два раза) возле дома № 2 на улице Литвинова лежит с 2002 года, на ней нет сколов. Совсем неподалеку, возле ТЦ Brand Hall, покрытие лежит с 2006 года — тоже в хорошем состоянии. 12 лет гранитной плитке в сквере Сигэки Мори — также без нареканий.

Плитка на Марка возле Brand Hall
Плитка на Марка возле Brand Hall

В городских условиях срок эксплуатации асфальта сокращается из-за работ на подземных коммуникациях. В этом случае преимущество плитки очевидно: ее можно разобрать и положить обратно. С асфальтом гораздо сложнее: сначала нужно разломать старое покрытие, затем его утилизировать, а после ремонта или укладки сетей положить новое. Все это требует дополнительных трат.

Важно, что в таких случаях заменой, как правило, занимается сама сетевая компания. Качество их работ нередко критикуют, на эту проблему еще в 2017 году обращал внимание мэр Иркутска Дмитрий Бердников.

К тому же асфальт при ремонте сетей не всегда заменяют полностью, получаются заплатки. Пример — дорога вдоль домов № 6 и 8 на улице 2-й Железнодорожной, где отрезок нового покрытия прямо соседствует со старым.

Тротуар вдоль домов № 6 и 8 на улице 2-й Железнодорожной
Тротуар вдоль домов № 6 и 8 на улице 2-й Железнодорожной

Поскольку при использовании на тротуарах асфальта избежать таких проблем невозможно, в департаменте дорожной деятельности заверили, что «перед реконструкцией дорожного полотна и тротуаров на каждый объект первоначально выходят „сетевики“, которые при необходимости проводят ремонтные работы».

Мэрия заранее направляет информацию о дорожных работах во все сетевые организации для корректировки их планов. Наконец, предварительно проводятся топографические съемки местности «для выявления инженерных коммуникаций (глубины заложения) и предупреждения вероятности их повреждения». Иными словами, пару-тройку лет новые асфальтовые тротуары раскапывать не должны. Впрочем, даже это гарантировать невозможно — всегда есть вероятность внеплановых аварийных работ.

Существуют и другие ситуации, когда обслуживание асфальтового тротуара требует дополнительных затрат. Например, провалы из-за некачественных работ или сильных дождей. Подобное произошло в начале июля на улице Терешковой. Пришлось класть новое покрытие.

Новый тротуар на Карла Маркса
Новый тротуар на Карла Маркса

О качестве

Замена плитки на асфальт возле здания филиала ТЮЗа вызвала негодование иркутян в социальных сетях и на городских форумах. Ранее там были участки с неправильно уложенной гранитной плиткой, которую стоило лишь переложить с соблюдением технологии.

Одновременно с плиткой с тротуаров почему-то исчезли водоотводы: если раньше вода по водосточным трубам стекала по специальным желобкам на проезжую часть, то теперь она будет растекаться прямо по пешеходной зоне. В холодное время года здесь образуется ледяная корка.

Во время асфальтирования поленились передвинуть холодильники у ларька. Осталась плитка.
Во время асфальтирования поленились передвинуть холодильники у ларька. Осталась плитка.

Возле ТЮЗа заметна еще одна проблема — асфальт сложно качественно уложить на стыке со зданиями. В результате нижняя часть цокольного карниза дома оказалась обрамлена неровными накатами асфальта и измазана битумной смесью.

Качество работ возле филиала ТЮЗ
Качество работ возле филиала ТЮЗ

Кто же следит за качеством асфальтирования? На этот вопрос в департаменте тоже дали ответ: «Операционный и приемочный контроль качества осуществляет производитель (подрядчик МУП „Иркутскавтодор“. — Прим. авт.) и заказчик выполнения работ (администрация города. — Прим. авт.)». В дополнение действует группа общественного контроля и существует возможность заключения отдельного контракта для оценки независимой организацией.

Трещины на асфальте возле Художественного музея

Трещины на асфальте возле Художественного музея

Если подрядчику все-таки укажут на недостатки в работе, его обяжут исправить их за свой счет. Гарантия, по условиям контрактов, составляет 36 месяцев. При этом небольшие трещины поводом для гарантийного ремонта не являются, так что к подобным дефектам горожанам придется привыкнуть.

В 2018 году продолжится замена плитки на асфальт на 15 улицах на левому берегу и 18 — на правом. Сумму, которая уйдет на асфальтирование тротуаров, не назвали. Эта статья расходов — часть ремонта улиц по программе «Безопасные и качественные дороги», и высчитать ее отдельно невозможно. В общей сложности по данной программе в этом году «Иркутскавтодор» может освоить около 730 миллионов рублей.

Автор фото — Зарина Весна

 Вадим Палько, IRK.ru
https://www.irk.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика