Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Инвестпрограмма РЖД: Какой будет игра по новым правилам

6.12.2021

В четверг, 2 декабря, кабмин одобрил финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Общий объем инвестиций в развитие железных дорог составит 3,3 трлн руб.  Так, в следующем году сумма инвестиций составит 1,02 трлн руб., 1,14 трлн руб. в 2023 году и 1,1 трлн руб. в 2024-м. Такие средства на эти цели выделяются впервые.

Суммарная индексация тарифа составит 6,8% в следующем году, в 2023–2024 гг. она составит 6,6 и 6,1% соответственно при сохранении текущих инфляционных ожиданий.

Будет введена дополнительная надбавка к тарифу на капремонт – 1 п. п. в 2022 году и 2 п. п. в 2023–2024 гг., что даст монополии около 164 млрд руб. новых поступлений.

Участники рынка и клиенты монополии еще до принятия инвестпрограммы и решения об индексации тарифов высказывали свои возражения, точки зрения на будущую ситуацию в отрасли, учитывая ранее предусмотренный социально-экономическим прогнозом рост на 4–4,5% в год.

В конце 2017 года распоряжением правительства РФ № 2991-р на период 2018–2025 гг. был определен подход по долгосрочным параметрам индексации тарифов, который явился прорывом в регулировании услуг ОАО «РЖД» и которого в целом регулятор придерживался на протяжении 2018–2021 гг. Основополагающей для принятия данного распоряжения являлась необходимость не просто прогнозируемости изменения тарифов, но также и сдерживание их уровня, что определило закрепление индексации тарифов по формуле «инфляция минус». Тогда, как отмечают сами грузоотправители, они получили стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также возможность долгосрочного планирования развития бизнеса.

В течение всего года участники рынка грузовых железнодорожных перевозок, несмотря на то, что уровень тарифа оставался высоким, отмечали его основной плюс – сохранение определенной стабильности. И многие говорили о необходимости снизить тариф в сложившихся экономических условиях.

Грузовые тарифы РЖД, согласно указанному распоряжению, в 2019–2025 гг. рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 п. п. Но глава компании Олег Белозеров не раз поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии. РЖД заявили не только о необходимости помощи со стороны государства, но и о поиске средств на ремонт и развитие сети, особенно на фоне роста цен на материалы. Сообщалось, что нехватка средств по ДПР, страдающей от дефицита, в 2022 г. может составить 270 млрд руб., в 2023 г. – 431 млрд руб., в 2024 г. – 791 млрд руб. Кроме того, она включает в себя различные дорогостоящие проекты, например прокладку Северного широтного хода.

Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в следующем году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 гг. и повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.

В итоге правительство РФ одобрило проект финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2022 год и 2023–2024 гг. Объем действующей инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале этого года, составляет около 2,3 трлн руб., в том числе на 2021 г. – 731,6 млрд, 2022 г. – 807,4 млрд и 2023 г. – 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 г. составлял 270 млрд руб.

Согласно инвестпрограмме, в ремонты планируется вложить более 1 трлн руб. за три года, 723,3 млрд руб. вложить в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. В целом должно быть отремонтировано 14,8 тыс. км пути и реконструировано более 900 км контактной сети.

Также к 2024 году планируется увеличить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла – до 824,5 млн человек, провозную способность на БАМе и Транссибе – до 180 млн т, на подходах к портам Юга – до 125,1 млн т и Северо-Запада – на 145,6 млн т.

Эксперты рынка рост тарифов РЖД назвали вынужденной мерой для компании: она работает на внутренний рынок и не может получить никаких выгод от валютного курса или роста цен на сырье, и эти факторы давят на финансовые показатели компании.

Как известно, увеличились цены на топливо, электроэнергию и материально-технические ресурсы, устанавливаемые поставщиками. Этот рост значительно превысил прогноз Минэкономразвития России, учтенный при формировании финансового плана холдинга.

В итоге все это сократило возможности ОАО «РЖД» по формированию источников финансирования инвестпрограммы. В середине ноября председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 149,6 млрд руб. на сокращение долговой нагрузки «РЖД» из резервного фонда правительства РФ. По итогам за 9 месяцев 2021-го, согласно отчетам ОАО «РЖД», долговой портфель холдинга вырос до 1,666 трлн руб., что на 8,8% больше, чем за тот же период прошлого года. Сегодня стало известно о том, что совет директоров «РЖД» утвердил условия размещения акций компании почти на 180,3 млрд руб. в пользу государства.

Высказывая свою позицию, руководство самой компании «РЖД» заверяет в поддержании экономически обоснованного изменения тарифа. «Мы понимаем, что некоторые направления, прежде всего угольное, нужно поддерживать. Но сложившаяся сейчас ситуация подталкивает нас к тому, что тарифные решения должны быть изменены. У нас действует перекрестное субсидирование, и на этом фоне справедливо повысить тариф на убыточные грузы и снизить – на высокодоходные. То есть мы создадим дополнительные условия для развития перевозок малого и среднего бизнеса», – комментировал О. Белозеров.

Кроме того, как недавно высказывался заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, ранее заложенная формула в систему тарифообразования РЖД предполагала более равномерные изменения экономики и рынка.

Но на фоне экономического спада компания недополучила часть доходов. При этом в РЖД, подчеркивают: у компании нет сегодня задачи получить сверхприбыль. «Все полученные средства при изменении тарифообразования останутся в стране и экономике РФ», – пояснял А.Шило, добавляя, что более гибкая система тарифообразования должна подразумевать, что в случае ухудшения конъюнктуры тарифы будут снижаться.

Эксперты отрасли, с одной стороны, считают, что грузоотправители справятся с ростом цен в 2022-м, но, возможно, не в последующие годы. Так, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров назвал повышение тарифов РЖД обоснованным, учитывая рост инфляции в последнее время до более 7%. Аналитики также высказали мнение о том, что ускорение индексации грузовых тарифов увеличит затраты грузоотправителей, но незначительно.

С другой стороны, участники рынка выражают тревогу о самом дисбалансе тарифной системы. Так, начальник департамента стратегических проектов АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans) Сергей Евстратов основной причиной актуальных финансовых и инвестиционных проблем РЖД называл сохранение перекрестного субсидирования при перевозках грузов первого тарифного класса, а именно энергетического угля на экспорт.

Кроме того, представители операторских компаний уже не раз настаивали на том, что контейнеры – это драйвер развития, но нужно разделить дополнительную индексацию контейнерных перевозок на несколько этапов, чтобы «не повергнуть контейнерный рынок в шок». Так, президент, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Александр Исурин отмечал недавно, что тарифное регулирование должно учитывать конъюнктуру рынка. По его мнению, повышение тарифного и ценового давления может спровоцировать переключение объема с железнодорожного на альтернативные виды транспорта.

Более того, при изменении долгосрочного принципа тарификации инфраструктурные проекты, имеющие срок окупаемости не менее 10 лет, становятся более рисковыми.

В целом операторы назвали масштабы инвестпрограммы запредельными для ОАО «РЖД» в части освоения, учитывая предыдущий опыт по регулярному сдвигу сроков вправо. А изменение договоренностей без широкого обсуждения – негативным посылом бизнесу.

Несомненно, рост тарифов добавит новой нервозности участникам грузоперевозок. Но что будет с рынком – покажет время. При этом эксперты уже не исключили, что тарифы на грузовые перевозки могут «разогнать» промышленную инфляцию (так как индустриальные компании включают их в цены на свою продукцию), и в результате может получиться замкнутый круг, страдать от которого будут конечные потребители.

Удастся ли освоить новый беспрецедентный объем инвестиций? Тоже большой вопрос для всех участников перевозочного процесса. Учитывая объем дефицита и долгового портфеля, вероятность будущей корректировки проектов из инвестпрограммы, несомненно, высока.

Добавим, что тарифные и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам. Дополнительная информация по ссылке.

https://www.rzd-partner.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика