Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Интерес китайских строителей к российскому рынку активизировался: в Китае построенного жилья хватит почти для четырех миллиардов человек, хотя сейчас там живут около полутора миллиардов

8.06.2022

Интерес китайских строителей к российскому рынку в последние месяцы особенно активизировался. О том, чем привлекают Китай российские стройки, рассказал " вице-президент Ассоциации содействия развитию деловых связей "Китайский деловой центр" Чжиган Чэнь.

Насколько вероятно, что китайские застройщики придут в Россию?

Чжиган Чэнь: Предложения уже идут. Например, буквально неделю назад одной китайской корпорации предлагали участие в строительстве комплекса в Санкт-Петербурге площадью 300 тысяч кв. м, предлагая по 85 тысяч рублей за метр, это неплохая стоимость.

Сейчас все активизировалось. Заменить китайских застройщиков некому. В Китае умеют строить абсолютно все - от классических зданий (жилых, офисных, коммерческих) до инфраструктурных сооружений (гидроэлектростанций, высокоскоростных дорог и пр.). Поскольку в стране был высокий спрос, привлекались талантливые люди, архитекторы, специалисты со всего мира, внедрялись самые современные технологии и материалы.

Чем интересен Китаю российский рынок?

Чжиган Чэнь: В последние 20-30 лет строительство в Китае шло так интенсивно, что сейчас построенной жилплощади хватает для 3,7 млрд человек, хотя в Китае проживает 1,4 млрд. На каждого жителя приходится по 36 кв. м жилья (в России - 26,9 кв. м. - Прим. "РГ"). На густонаселенном юге Китая есть целые села и города с пока пустыми новыми домами, построены широкие современные дороги, где автомобиль проезжает раз в десять минут. То есть построенного жилья хватит на 30-50 лет вперед. Строить было выгодно, цены росли, люди инвестировали в недвижимость - некоторые покупали по 20-30 квартир. Сейчас они стоят пустыми, а цены иногда ниже, чем при строительстве.

В окрестностях же крупных мегаполисов, где спрос на жилье есть, территорий для застройки уже не осталось.

Поэтому строительство в стране, производство стройматериалов стали избыточными. И эти производственные возможности могут найти спрос в России.

Хотя в России количество населения - лишь 10% от китайского, здесь очень большой рынок и большой потенциал спроса на новые жилые комплексы, коммерческие площади. Особенно важно строительство транспортных магистралей - большие территории еще не имеют соответствующей транспортной инфраструктуры.

Почему до сих пор китайские компании не были широко представлены в российском строительстве?

Чжиган Чэнь: Во-первых, в Китае были свои очень высокие темпы развития, экономически более доходные. Во-вторых, в России есть своя специфика, в каждом регионе есть свои монополисты, войти на рынок не так легко. Я исхожу из практики. Это задерживало развитие и конкуренцию. Но сейчас этого меньше.

Главное сейчас - чтобы административная поддержка стала не барьером, а сопровождением. Когда органы власти становятся обслуживающей структурой, все быстро идет.

Регистрационные процедуры, согласования - это то, что точно нужно ускорить в России. Потому что для строительных инвесторов время - это деньги. Главное дать инвестору быстрый оборот средств. А сейчас в России возможны непредсказуемые временные задержки - в проектировочной части, в части согласований и регистраций. Здесь главная "пробка".

Иностранцы не знают административные нюансы, как решить тот или иной вопрос быстрее. И проигрывают в этом местным застройщикам. Было бы хорошо "прикрепить" к строительству знаковых объектов куратора из числа местных чиновников, который помогал бы решать подобные вопросы.

В Китае удается строить быстрее?

Чжиган Чэнь: От задумки до согласованного проекта проходит несколько недель. До сдачи дома проходит менее года. Качество при этом не страдает.

В России сейчас тоже стало быстрее, бывает, что за полтора-два года уже могут построить невысокий жилой комплекс. Но в целом тратится вдвое больше времени, чем в Китае. Проектировщики работают дольше, а самое медленное - процесс согласований. Сами строительные работы тоже идут медленно. И это уже, скорее, вопрос организации работы. Несколько больше времени требуется на строительные работы и из-за климата, особенно в северной части России, при монолитном строительстве зимой. Но нужно ускорять производительность. В первую очередь за счет четкой организации труда.

В Китае построенного жилья хватит почти для четырех миллиардов человек, хотя сейчас там живут около полутора миллиардов

Кроме того, скорость строительства зависит от финансовой составляющей - если финансовый поток обеспечен, то все идет быстро.

Если китайские строители начнут строить в России, себестоимость квартиры будет выше или ниже, чем сейчас?

Чжиган Чэнь: Будет дешевле. В строительной части себестоимость на 10% точно можно снизить - за счет управленческих решений и сокращения времени. В части отделки помещений экономия еще больше. В Китае строительство жилья и отделка стали крупной индустрией. В Китае есть бренд, который берется за отделку целых районов новостроек - по 1,5-3 млн кв. м. За счет поточного производства материалов и массовой отделки это получается быстро, качественно и дешево. Двери на миллионный район, сантехника, светильники, мебель, кафель... Покупатель квартиры берет чемодан и приходит в готовую квартиру с ремонтом, как в пятизвездочной гостинице. Обычно с уже встроенной мебелью, кухонной мебелью, иногда вплоть до карнизов и штор.

При этом возможен и индивидуальный подход - покупатель может выбрать вид покрытия для пола, цвет обоев. Но у нас все делают очень быстро - сегодня показали варианты, максимум через день представляют в 3D, как будет выглядеть квартира через VR-технологии, составляется смета. И через месяц-два уже все сделано. Обычно в Китае делают первый дом как образец - с квартирами разных видов, разными вариантами отделки. Покупатели смотрят это, можно только 2-3 момента изменить - и приступать к отделке.

Вы предлагаете доставлять отделочные материалы из Китая или организовать их производство в России?

Чжиган Чэнь: Я давно продвигаю идею сделать площадку для "приземления" китайских производителей. Нужно, чтобы хотя бы на региональном уровне при поддержке профильного министерства, комитета, саморегулируемой организации выделили землю. Но первые инвестиции в площадку должны быть российские. Нужно взять 300-400 га, сделать хотя бы нормальный асфальт и забор. И пригласить китайских производителей.

 

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Марина Трубилина

***
Нельзя предлагать иностранцам сельхозугодья, обещая, что потом мы их переведем в другой вид земель, потом спроектируем, потом согласуем... Должна быть готовая площадка. И будут революционные изменения. Сначала здесь можно организовать торговые площадки производителей - начиная с подъемных кранов, дорожной техники и до отделки, вплоть до полотенец. Проектировщики смогут увидеть, пощупать материалы - и тогда станет понятно, какие товары идут хорошо, а какие есть в России, их не надо везти из Китая. И поставщики уже сами по рыночным механизмам начинают думать - открывать ли производство в России. В Китае есть пословица - сначала нужно посадить дерево, и лишь потом на него сядут птицы. Инвестиции идут за торговлей.

В России и Китае одинаковые строительные требования?

Чжиган Чэнь: Российские требования более консервативные, перешли еще со времен Советского Союза. В Китае, где меньше земли, меньше материалов, считают более четко и строят более экономично. Например, Россия использует на треть больше арматуры, для надежности. Хотя две трети арматуры уже дают необходимую прочность. Добавлять больше арматуры не имеет смысла. В России строят хорошо, надежно, но расточительно.

Китайские рабочие поедут в Россию?

Чжиган Чэнь: Если мы хотим привлечь дешевую рабочую силу, то за ними нужно хорошо смотреть, нужны хорошие руководители. Если мы говорим о высококвалифицированных рабочих - они, я думаю, массово не поедут, им неинтересно, и в плане зарплат они неконкурентоспособны. В Китае очень подорожала рабочая сила, зарплаты китайских рабочих почти вдвое больше, чем рабочих из Средней Азии. Из Китая можно привлекать специалистов по высоким технологиям, установщиков, управленцев.

Надо сказать, что российские строители строят качественно, на совесть.

Китайским компаниям более интересны ближайшие регионы России?

Чжиган Чэнь: Все зависит от объекта. Если хороший объект, можно построить быстро, есть финансовое обеспечение, он может быть и в глубине России, строительство будет выгодно.

Хотел бы добавить, что китайские компании не обязательно станут конкурентами российским, не будут отнимать у них хлеб. Они могут выступать как генподрядчики.

Но чтобы привлечь китайских строителей, проект должен быть хорошо подготовлен, согласован, без проблем с финансами. В этом случае может быть выгодно привлечь даже компании с дорогой рабочей силой. Но в России часто бывают простои в работе - какой-то нюанс не прошел, и день-два можно не работать. А оплата идет за объемы. Для китайских строителей такие ситуации невыгодны - они приехали не отдыхать, а зарабатывать.

Между тем

Строительство дорог станет антикризисной мерой

На строительство дорог в России направят 13,2 трлн рублей. В течение пяти лет планируется построить более 4 тысяч км новых дорог (от 4-6 полос и более), реконструировать с расширением от 2 до 4 полос более 3 тыс. км дорог. Об этом рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным.

На дорожную программу направят 5,4 трлн рублей федеральных, 7,2 трлн региональных средств и 436 млрд из Фонда национального благосостояния. Комплексный пятилетний план дорожной деятельности даст новый импульс развитию отрасли, отметил Хуснуллин, и станет важной антикризисной мерой. Его реализация будет способствовать повышению внутреннего спроса, созданию рабочих мест и снижению логистических издержек за счет сокращения времени в пути.

Один из масштабных проектов - строительство транснационального коридора "Запад - Восток". Он рассчитан на транспортное сообщение с Северной и Центральной Европой, начинается с Санкт-Петербурга, идет до Москвы и далее до Нижнего Новгорода и Казани, рассказал вице-премьер. Затем трасса будет продолжена до Екатеринбурга. Далее предполагается поэтапно строить дорогу до Омска, Новосибирска, Горно-Алтайска, выход к Улан-Удэ, Чите, выход на Китай и Монголию.

https://rg.ru

Комментарии

  1. Дмитрий Васильев

    Вливают деньги в экономику - китайский штукатур из деревни не будет покупать немецкий Мерседес, он будет покупать китайский электрочайник, микроволновку, стиральную машинку и т.д., а таких "штукатуров" 2/3 населения

    Добавить сообщение
  2. Лукьянов Павел

    Гляньте карту Китая, зачем им захватывать нас ? У них своей территории пустой валом и кстати климатически ну гораздо лучше Сибири.

    Добавить сообщение
  3. Игорь Ремчук

    Сказали же, Сибирь захватят, а русских переселят.

    Добавить сообщение
  4. СЕРЕДКИН ИЛЬЯ

    Во время великой депрессии в США Рузвельт дал команду и была организована такая работа: на одном карьере загружали песок,в другом разгружали и загружали своим,т.е возили туда сюда. Для чего? А что бы люди чувствовали себя нужными,они кстати не знали что возят туда сюда т с гордостью говорили-мы работаем на правительство!

    Добавить сообщение
  5. Ворожитов Илья

    Лучше что-то строить, штамповать и складировать, но не останавливать заводы, чем заморозить и всех выгнать на улицу

    Добавить сообщение
  6. Платонов Алекс

    Я был в Китае в 1990 году.А недавно опять по тем же местам проехался. Это пипец господа-современные дома,мегаполисы! Веселые китайцы . Но удивило обили электротранспорта и вообще удивил транспорт. Уже на магнитных подушках бегают.

    Добавить сообщение
  7. Vlad63

    Сначала думал, что это какая-то военная хитрость.

    Добавить сообщение
  8. Светлана Васильева

    Города стоят,за ними ухаживают но они пусты...

    Добавить сообщение
  9. Мурашев Олег

    В Китае свыше 60 млн нововозведенных квартир и домов со всеми удобствами и инфраструктурой «по последнему слову техники» (парки, стадионы), где при необходимости сможет разместиться половина жителей постсоветского пространства. Распределены они между более чем 15-ти незаселенными городами

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика