Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Градкодекс меняют пять раз за сессию, но действенного контроля за строительством нет

13.12.2017
Очередное заседание Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете по транспорту и строительству состоялось 11 декабря под председательством Владимира Ресина.

На этот раз на рассмотрение членов Экспертного совета был вынесен вопрос о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в свете новаций в градостроительном законодательстве.

Открывая заседание, председатель Совета Владимир Ресин сообщил, что Правительством России внесен в Госдуму пакет законопроектов «в целях оптимизации разрешительных процедур, уточнения отдельных положений, определяющих порядок регулирования правоотношений в градостроительной деятельности: законопроект № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории», законопроект № 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства), законопроект № 275648-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в целях повышения качества проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)».

По словам В.Ресина, эти законопроекты важны для развития жилищного строительства, а также для обеспечения качества этого жилья и сроков сдачи объектов. Сейчас же наблюдается печальная картина: до 50% жилья сдается с просрочкой, которая порой достигает 36 месяцев. При этом за 10 месяцев текущего года объемы ввода жилья сократились на 10%, а вот количество договоров долевого участия и ипотечных кредитов, взятых гражданами, напротив, увеличилось. Все это налагает большую ответственность на застройщиков по выполнению взятых обязательств. При этом в 2017 году количество обманутых дольщиков дошло до 100 000, и этот вопрос из социального уже перерос в политический. Поэтому новые законы должны улучшать, а не ухудшать положение всех участников строительного рынка.

Что касается контрольно-надзорной деятельности в строительстве, то тут у строителей не то что семь – семьдесят семь нянек, которые постоянно хотят присмотреть за «дитятей», мешая и отталкивая друг друга и в результате заваливая строителей кучей контрольных мероприятий, предписаний, ограничений и распоряжений. Законодательство меняется непрерывно, Градостроительный кодекс из рамочного документа в 100 страниц за пять лет превратился в инструкцию прямого применения в 250 страниц, его меняют пять раз в год – и конца этому не видно. И все в целях улучшения надзора и контроля за стройкой. По словам помощника депутата Ильи Пономарева, сейчас внесены еще 20 законопроектов, честь из которых можно смело сократить, а остальные увеличат Градкодекс еще на 100 страниц. При этом почти каждый новый закон только усложняет жизнь участникам строительного рынка. Так, сейчас для строительства малоэтажного жилья нужно 3-4 документа, а после того, как будет принят закон об упрощении процедур в малоэтажке, количество разрешительных документов увечится до 9, а разрешенная площадь малоэтажного строения, напротив, уменьшится с 1000 до 500 кв.м.   «Надо больше уважать закон!» - призвал И.Пономарев, попутно сообщив, что статистика в строительной отрасли за 2017 год по большинству показателей на 60% хуже, чем в 2016 году.

За строительными компаниями и застройщиками активно присматривают и саморегулируемые организации, тем более, что их в 2017 году наделили еще и правом контролировать исполнение договорных обязательств компаниями – членами СРО, а также следить за исполнением стандартов на производство работ. При этом до конца контрольно-надзорная система в саморегулировании не выстроена, поскольку для исполнения требований закона об обязательности стандартов должны быть разработаны механизмы контроля этой обязательности. Закон вступил в силу уже полгода назад, а принят полтора года назад, однако НОСТРОЙ до сих пор не разработал эти механизмы контроля, сообщила заместитель председателя комитета по строительству ТПП РФ Лариса Баринова. Она обратилась к Минстрою России, который контролирует деятельность Нацобъединений, чтобы чиновники обратили внимание на эти недорабоки.

Отметим, что после начала реформы саморегулирования в строительстве, которая вводилась под лозунгом очищения системы от коммерческих и недобросовестных СРО и облегчения бремени строительного сообщества, прошло уже полтора года, однако большинство недобросовестных СРО до самого последнего времени продолжали работать и набирать новых членов, даже зная, что их вскоре закроют. Так, только осенью совместными усилиями НОСТРОя, НОПРИЗа и Ростехнадзора практически ликвидирована корпорация СРО «Объединение инженеров» (ОБИНЖ), через которую за 7 лет существования прошло более 14 тысяч компаний, а накопленный 7-миллиардный компенсационный фонд растворился на просторах нашей Родины. За полтора года НОПРИЗ смог исключить из своих рядов 15 СРО, НОСТРОЙ – 38 СРО, хотя очевидных нарушителей, как минимум, в полтора раза больше.

При этом ни в СРО, ни в Нацобъединениях до конца не понимаю, как они будут контролировать договорные обязательства своих членов, а также исполнение СТО, которые теперь являются обязательными для всех членов СРО. И никакие рассуждения руководителей Нацобъединений о том, что стандарты не нужны, не отменяют положение закона.

Не менее проблематично обстоят дела и в экспертизе. Так, по словам директора «Мособлгосэкспертизы» Олега Валова, за экспертами надзирают сразу несколько организаций: за Главгосэкспертизой присматривает Минстрой России, за негосударственными экспертами – Росаккредитация, при этом подходы и требования разные. Так что нужно определить единый орган по надзору и контролю за экспертизой проектов. При этом в 2018 году вводится Единый реестр заключений экспертизы, но понимания, что такое проектная документация в электронной форме, нет, потому что нет единых исчерпывающих требований к этим документам. Неясно, как в эту систему встраиваются техническое регламенты Таможенного союза, и никто не дает пояснений, как их применять. Исполнение же Национальных стандартов и технических регламентов одновременно курируют и Ростехнадзор, и Росстандарт, мешая и противореча друг другу.

В целом, судя по высказанным предложениям и замечаниям, можно сформулировать следующее: внесенные законопроекты необходимо строго отревизовать и ненужные просто выкинуть; попытаться выстроить единоначание и единство требований для всех организаций стройкомплекса; пересмотреть нормы на строительство объектов с учетом визитов строительного контроля, которые увеличивают время строительства и расходы на администрирование минимум на 10%; отложить введение ЕГРЗ, как минимум, на полгода. И. наконец, услышать призыв: «Надо больше уважать закон!».

Елена Шинкоренко

https://realty.newsru.com

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика