По мнению главы Группы КНАУФ СНГ, государство должно взять на себя строительство и содержание объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры
На вопросы журнала отвечает управляющий Группы КНАУФ СНГ Янис КРАУЛИС.
— Г-н Краулис, вскоре состоится Президиум Госсовета по строительству. Как, с точки зрения руководителя одного из лидеров стройиндустрии, следует скорректировать государственную политику в части регулирования строительства и производства стройматериалов, чтобы существенно снизить влияние экономического кризиса?
— Ситуация в строительном комплексе зависит от состояния экономики в целом. Я, наверное, повторю аксиому, но строительство — это действительно настоящее зеркало экономики. Экономика растет — растет и строительство, экономика стагнирует — стагнирует и строительная отрасль.
Государство может снизить нагрузку на застройщиков и население, если возьмет на себя и своих партнеров строительство и содержание объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Сегодня эти расходы лежат на девелоперах, что влияет на себестоимость жилья и, разумеется, на его конечную стоимость.
— Сможет ли курс на замещение импортных строительных материалов отечественными помочь снизить издержки строителей?
— Разумеется! Однако следует понимать, что для полноценного импортозамещения требуется не просто перенести производство конечного продукта в страну, но и найти местных поставщиков основных компонентов. И тем самым снизить риски, которые возникают из-за изменений мировой экономической конъюнктуры.
Например, доля импортной составляющей в затратах на производство стройматериалов, которые выпускаются КНАУФ в России, — около 20%. Мы бы хотели добиться более высокой степени локализации производства, но, к сожалению, российская промышленность, в том числе химическая, не может обеспечить нам такую возможность.
Считаю, что для успешного развития таких отраслей не обойтись без поддержки государства.
— На днях Минпромторг заявил о том, что при производстве сухих строительных смесей используется 60% отечественного оборудования. Вы можете как-то подтвердить или опровергнуть эти цифры?
— Да, я могу это подтвердить. Сегодня Россия делает определенные шаги в этом направлении. Приведу конкретный пример. В этом году в подмосковном Красногорске мы устанавливаем на нашем предприятии новую линию упаковки. Причем ее производитель, а это российское предприятие, находится с нами по соседству.
Однако я должен отметить, что полного импортозамещения здесь добиться не удастся, потому что довольно большая часть технологических линий и оборудования — иностранного производства. Поэтому для нас очень важна ситуация на валютном рынке.
— Готовы ли производители строительных материалов к дополнительным инвестициям в условиях экономического кризиса? Какие меры может предпринять государство, чтобы поддержать их?
— Инвестиции в строительный комплекс, как и в другие отрасли, будет всегда, даже в кризис. Государство может и обязано упорядочить эти инвестиции, надо лишь принять взвешенные решения по их поддержке. А для принятия правильных и взвешенных решений необходимо провести анализ рынка строительных материалов. И такой анализ может быть проведен Минстроем с участием профессиональных ассоциаций.
Далее на основе этого тщательного, досконального анализа можно будет принять правильные решения о развитии тех или иных производственных мощностей. Скажем, там, где есть их переизбыток (а это, например, заводы по изготовлению ССС, где мы объективно видим превышение предложения над спросом), нет смысла в господдержке.
А вот в тех сферах, где пока превалирует импорт (например, это строительная химия), государству нужно поддержать отечественных производителей.
Какими могут быть сами меры господдержки? Это и налоговые льготы для предприятий с высоким потенциалом развития для замещения импортной продукции. И снижение административной нагрузки, в том числе ограничение числа проверок или их полная отмена для новых предприятий.
И, конечно, речь должна идти о защите добросовестных производителей от противоправных действий производителей контрафактной и фальсифицированной продукции. В этом направлении борьба должна носить непримиримый характер.
— Г-н Краулис, как Вы думаете, стоит ли сегодня организовывать массовое строительство недорогого типового жилья в рамках государственной программы?
— Вопрос непростой. С одной стороны, как представитель строительной индустрии, считаю, что это обязательно нужно делать. С другой стороны, здесь должен быть взвешенный подход, ибо нужно задаться вопросом, а кто купит это жилье?
Ведь любое жилье должно иметь владельца, а я не уверен, что в нынешней ситуации все, что построится, будет востребовано и, не дай бог, новые дома будут стоять без хозяина.
Все мы помним кризис 2008—2009 годов. Он был намного короче, но все равно в какой-то его период то, что было построено, мало использовалось, и не было импульса для нового строительства и новых бизнес-проектов.
Думаю, что и последствия нынешнего кризиса мы будем еще ощущать в ближайшие два-три года.
Начните обсуждение первым!