Госдума на марше: поправки в Жилищный, Градостроительный и Гражданский кодексы множатся, как…
Профильные законопроекты Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Законопроект № 455471-5 «О внесении изменения в ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (в части формирования земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества объекты недвижимого имущества)»03.07.2018 подписан Президентом РФ – 191-ФЗ.
Предусматривается возможность обращаться с заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений, так и собственнику жилого или нежилого помещения в индивидуальном порядке. При этом собственники не имеют права возражать или чинить препятствия обращению другого собственника или выступать против формирования земельного участка.
Закрепляется срок рассмотрения заявления о формировании земельного участка и срок утверждения (1 мес.) органами государственной власти или органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Законопроект № 488847-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях регулирования правового статуса многофункциональных домов и жилых апартаментов» внесен на рассмотрение со сроком предоставления отзывов до 28.09.2018, включен в примерную программу на октябрь 2018 г.
Для определения юридического статуса уже построенных «апартаментов» и зданий с ними предлагается установить механизм перевода нежилых помещений, используемых для постоянного проживания граждан и расположенных в ранее построенных зданиях нежилого назначения, в жилые помещения на переходный период – не позднее одного года со дня вступления в силу законопроекта в здании, разрешение на строительство которого выдано до дня вступления в силу законопроекта.
Вносятся понятия «жилые апартаменты» и «многофункциональный дом» и особенности проектирования и строительства таких зданий путем определения состава территориальных зон, требований градостроительных регламентов к жилым и нежилым апартаментам в таких зданиях, особенностей нормативов градостроительного проектирования для этих территориальных зон.
Предлагается разделить жилые зоны, допускающие размещение многоквартирных домов и других жилых объектов, и зоны, допускающие смешанное использование – общественно-деловые зоны.
Устанавливаются предельные площади помещений.
Законопроект № 401742-7 «О внесении изменений в ст. 32 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (в части определения выкупной цены жилого помещения)» внесен на рассмотрение со сроком предоставления отзывов до 28.09.2018, включен в примерную программу на ноябрь 2018 г.
Предлагается ввести норму, предусматривающую включение в выкупную цену жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме и изымаемого для государственных или муниципальных нужд, сумму компенсации за непроизведенный бывшим наймодателем капитальный ремонт дома, который требовался на момент приватизации жилого помещения.
Законопроект № 346930-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части конкретизации прав собственника жилого помещения)» предложено рассмотреть во 2 чтении.
Устанавливается, что доля в праве общей собственности на жилое помещение может быть образована при условии, что размер доли каждого из сособственников обеспечит ему возможность вселения в жилое помещение при соблюдении учетной нормы площади помещения. Правило не будет распространяться, когда доля в праве собственности на помещение возникает в результате приватизации или при наследовании, а также на случаи, когда право общей долевой собственности возникает в силу закона.
Ограничиваются права собственника на вселение в принадлежащее ему жилое помещение третьих лиц, если в результате на каждого проживающего будет приходиться менее учетной нормы площади помещения. Вселение будет допускаться при наличии судебного решения о признании членом семьи собственника или в случаях, если проживание лица допускается в соответствии с законом.
Законопроект № 432405-7 «О внесении изменения в ст. 89 Жилищного кодекса РФ (в части предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением)» внесен на рассмотрение, включен в программу на декабрь 2018 г.
Предлагается ввести норму о строительстве или приобретении руководством субъекта Федерации жилья в любом муниципалитете в границах региона с согласия гражданина в государственных, региональных и муниципальных программах, мероприятия которых направлены на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
Распространить эту норму на случаи, предусмотренные ст. 86, 87 и 87.2 Жилищного кодекса РФ, исключив случаи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.
Законопроект № 408552-7 «О внесении изменения в ст. 32 Жилищного кодекса РФ (в части предоставления равнозначного жилого помещения собственнику при изъятии у него жилого помещения)» внесен на рассмотрение, включен в программу на ноябрь 2018 г.
Предусматривается обязанность собственника предоставить право пользования жилым помещением, полученным в форме натурального возмещения, как членам своей семьи, так и бывшим членам семьи, пользующимся помещением на основании решения суда, на срок, установленный таким решением.
По желанию собственника до изъятия помещения ему может быть предоставлено в собственность жилое помещение, равнозначное изымаемому, с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Профильные законопроекты Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству
Законопроект № 101196-7 «О внесении изменения в ст. 53 Градостроительного кодекса РФ (в целях уточнения отдельных вопросов, связанных с осуществлением строительного контроля)» рассмотрен в 1 чтении, включен в примерную программу на ноябрь 2018 г.
Предлагается дополнить предложением: «Строительный контроль, который подлежит осуществлению застройщиком или техническим заказчиком, не выполняется лицом, осуществляющим строительство, и привлекаемыми для выполнения строительно-монтажных работ физическими и юридическими лицами».
Законопроект № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» рассмотрен в 1 чтении, включен в примерную программу на ноябрь 2018 г.
Устанавливаются повышенные требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а также основания аннулирования квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Предлагается установить положения переходного периода, внеся изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Вносится ряд дополнений, связанных с введением института саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Законопроект № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» находится на рассмотрении со сроком предоставления отзывов 01.09.2018. Включен в примерную программу на октябрь 2018 г.
Вводится понятие «комплексное развитие территории» и корректируется понятие «красные линии».
Уточняется порядок установления (изменения) границ населенных пунктов в составе документов территориального планирования муниципальных образований и территориальных зон.
Устанавливается возможность включения в границы комплексного развития территории по инициативе правообладателей земельных участков, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц. Для таких участков выдача градостроительных планов допускается только при наличии документации по планировке территории, устанавливается перечень оснований для отказа.
Исключается требование о немедленном исполнении решений суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории по инициативе органов местного самоуправления. Отменяется право указанными органами подавать заявления о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на данные земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества от имени указанных правообладателей без доверенности.
Необходимо отображение границ территорий на карте градостроительного зонирования.
Законопроект № 380066-7 «О внесении изменений в ст. 24 и 33 Градостроительного кодекса РФ (в целях повышения информированности населения при принятии документов территориального планирования и градостроительного зонирования)» находится на рассмотрении.
Устанавливается обязательство по оповещению населения на официальных сайтах в сети «Интернет» и в официальных печатных средствах массовой информации о возможности ознакомления с утвержденными генеральными планами, изменениями в них и материалами по их обоснованию и месте их размещения. Обязательно ознакомление заявителей с указанными документами в случае их обращения в уполномоченные органы местного самоуправления.
Сроки публикации тождественны срокам, предусмотренным ГрК РФ для обеспечения доступа к таким документам в ФГИС ТП.
Законопроект № 430058-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в целях защиты от загазованности помещений)» находится на рассмотрении.
Предлагается установить, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено так, чтобы в процессе его эксплуатации обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания в нем человека по такому показателю как защита от загазованности помещений, дополнив им список показателей, установленных час. 2 ст. 10.
Законопроект № 503123-7 «О внесении изменения в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ» внесен на рассмотрение.
Предлагается включить в перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе проектной документации, объекты, имеющие повышенную социальную значимость (кинотеатры, концертные залы, спальные корпуса санаториев, дошкольные образовательные учреждения и т.д.), в соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Законопроект № 513907-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и ст. 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» внесен на рассмотрение.
Для решения проблем обманутых дольщиков, которые заключили договоры до 21 октября 2017 г., предлагается использовать ранее сформированные компенсационные фонды строительных саморегулируемых организаций.
Законопроект № 500127-7 «О внесении изменения в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в целях повышения качества обеспечения безопасности объектов капитального строительства непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств)» внесен на рассмотрение.
Сейчас проектная документация объектов непроизводственного назначения с общей площадью до 1500 кв. м и количеством этажей не более чем 2 не подлежит экспертизе, и при их создании не осуществляется государственный строительный надзор. Это детские сады, школы, учебные центры, детские оздоровительные лагеря, больницы, центры реабилитации и другие социально значимые объекты.
Предлагается внести изменения в части необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.
Галина Крупен
Начните обсуждение первым!