Годовая бюджетная отчетность Росавтодора за 2020 г. признана недостоверной
Счетная палата опубликовала Заключение о результатах проверки исполнения ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 г. в Федеральном дорожном агентстве.
Сразу стоит отметить, что по результатам контрольного мероприятия составлено 2 акта, которые подписаны без замечаний проверяемой стороны. А годовая бюджетная отчетность за 2020 г. Федерального дорожного агентства (Росавтодор) признана недостоверной.
В 2020 г. в ведении Росавтодора находилось 6 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 93 учреждения. В 2020 г. 2 учебных заведения ДПО автомобильного транспорта и дорожного хозяйства переданы Росавтодором в собственность регионов.
Объем неисполненных бюджетных назначений на 1 января составил 7699,4 млн руб., из них: межбюджетные трансферты – 4421,5 млн руб., капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности – 1903,1 млн руб., закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд – 1095,3 млн руб., прочие – 279,5 млн руб.
Так, показатель по счету «Вложения в основные средства – недвижимое имущество консолидированных сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» на 1 января 2021 г. завышен на 23 144,4 млн руб.
Кроме того, в регистрах бухгалтерского учета Росавтодора не учтены 300,0 тыс. бортовых устройств общей стоимостью 1579,8 млн руб.
Пробежимся по программам
Росавтодор был определен исполнителем по 372 мероприятиям федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) по строительству и реконструкции автодорог. В 2020 г. подлежали завершению 73 объекта строительства и реконструкции, но введены в эксплуатацию 62. А показатели ФАИП в части строительства и реконструкции автодорог общего пользования федерального значения, мостов и путепроводов достигнуты Росавтодором в 2020 г. за счет переноса сроков завершения работ на 2021 г. Так, в 2020 г. перенесены сроки завершения работ на более поздние по 20 объектам ФАИП.
Кроме того, Росавтодором в 2020 г. признано нецелесообразным строительство путепровода на автомобильной дороге Московское малое кольцо на км 1 участка от Симферопольского шоссе до Брестского шоссе. При этом неэффективные затраты федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ составили 158,5 млн руб.
Также выявлена необходимость корректировки устаревшей проектной документации на строительство пешеходного перехода на км 38+900 н.п. Дивногорск автодороги Р-257 «Енисей», разработанной в 2013 г. В связи с этим неэффективные затраты федерального бюджета составили 2,9 млн руб.
В результате оба объекта исключены Росавтодором из ФАИП.
В 2020 г. Росавтодор был государственным заказчиком в части дорожного хозяйства четырех федеральных целевых программ.
Так, по итогам года по ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2020 г.» полностью не достигнут целевой индикатор «Прирост протяженности автомобильных дорог», а паспорт программы не приведен в соответствие со сводной бюджетной росписью в части объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Росавтодору на 2020 г.
Кассовое исполнение на 1 января 2021 г. по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 г.» составило 57,5%.
Кассовое исполнение по ФЦП «Развитие Республики Карелия на период до 2021 г.» составило 56,1%. Это связано с тем, что работы по объекту «Реконструкция ул. Куйбышева от проспекта Ленина до набережной Варкауса в г. Петрозаводске» не проводились. Государственный контракт заключен госзаказчиком и подрядчиком только спустя 5 мес. после получения положительных заключений госэкспертизы.
Также Росавтодор числится соисполнителем (участником) федеральных и ведомственных проектов, ведомственных целевых программ и основных мероприятий, включенных в госпрограмму «Развитие транспортной системы» (ГП РТС). Однако из 44 контрольных точек 4 точки пройдены с нарушением установленных сроков, 4 – не пройдены.
Так, в рамках ФП «Коммуникации между центрами экономического роста» (ФП КЦЭР) в 2020 г. целевое значение не достигнуто по показателю протяженности построенных и реконструированных участков автодорог – при плане 257,295 км факт составил 208,775 км. А Министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области искажена информация о реализации регионального проекта КЦЭР в части достижения технической готовности объекта по реконструкции автодороги «Благовещенск – Свободный» км 47 – км 63.
В ходе реализации мероприятий КЦЭР в 2020 г. по ряду объектов не соблюдались сроки утверждения документации по планировке территории, получению положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, проведению конкурсных процедур и заключению контрактов на СМР.
При этом мероприятия КЦЭР и ФП «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай» (ФП ЕЗК) не в полной мере синхронизированы с региональными проектами по созданию дорожной сети, а также ведомственными целевыми программами Росавтодора.
Что касается национального проекта «БКАД», то в 2020 г. его показатели в основном выполнены. Однако не всем субъектам удалось достичь плановых значений по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям.
В некоторых регионах наблюдается значительный рост мест концентрации ДТП. Например, в Липецкой области – 400% при плане 80%, в Ленинградской области – 195% при плане 85%. При этом доля ДТП, связанных с дорожными условиями, составила более 34% общего количества ДТП, несмотря на то, что нацпроект реализуется уже 2 года.
Кроме того, сегодня нет единого подхода по заполнению регионами сведений об исполнении бюджетов, в результате в ГИИС «Электронный бюджет» отражаются некорректные сведения. А отсутствие в Федеральном плане статистических работ актуализированных показателей НП БКАД, а также сформированной методики их расчета не способствует предоставлению пользователям достоверной информации о реализации нацпроекта.
Стоит упомянуть, что согласно отчетности Росавтодора на 1 января 2020 г. количество объектов незавершенного строительства составило 1427 ед. на общую сумму 233 689,9 млн руб. На 1 января 2021 г. их количество снизилось всего на 14 объектов. При этом в суммарном выражении объем незавершенного строительства увеличился на 5,6% и составил 247 506,8 млн руб.
А учитывая, что за 2020 г. из 976 объектов только один был передан в собственность муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края, меры, принимаемые Росавтодором по снижению объемов незавершенного строительства, нельзя признать достаточными.
Регионы денег не считают
В соответствии со сводной бюджетной росписью на конец отчетного года объем межбюджетных трансфертов Росавтодору составил 255 775,2 млн руб. Объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных Росавтодором бюджетам субъектов в соответствии с заключенными соглашениями, составил 255 378,7 млн руб., кассовое исполнение – 98,3%.
Вместе с тем не всеми субъектами выполнены принятые соглашениями обязательства.
Так, 25 субъектами не окончено строительством 58,34 км автодорог, не реконструировано 176,824 км автодорог, не отремонтировано 1440,27 км автодорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения.
24 субъектами в рамках реализации мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки продукции в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», не введены в эксплуатацию 141,29 км автодорог.
Показатель «Прирост протяженности сети а/д общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта РФ в результате строительства новых а/д» не достигнут 16 субъектами, а выполнен только на 85,4%.
Также 16 субъектов не достигли показателя по реконструкции дорог, выполнив его лишь на 57,9%.
Плановое значение показателя «Доля протяженности а/д общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта РФ, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности указанных а/д» не достигнуто – выполнено на 92,5%. А в 8 субъектах фактически соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям только 48,1% дорог.
На 1 января 2021 г. по показателю «Количество и протяженность уникальных искусственных сооружений, строительство (реконструкция) которых завершено, штук на погонный метр» значения не достигнуты Орловской областью, где не введен в эксплуатацию реконструируемый мост через р. Зуша в г. Мценск.
Целевой показатель технической готовности объектов не достигнут Пермским и Хабаровским краями, а также Новосибирской областью, которым в 2020 г. были предоставлены иные межбюджетные трансферты в общей сумме 4721,1 млн руб., при этом кассовое исполнение составило 100%.
В 2020 г. Самарской области предоставлен иной межбюджетный трансферт в объеме 14 545,0 млн руб. на реализацию проекта «Обход г. Тольятти». Кассовое исполнение составило 100%. При этом на 1 января 2021 г. фактический показатель технической готовности по проекту составил 6%.
Также на 1 января 2021 г. 17 субъектами не достигнуты плановые показатели результативности использования субсидий в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».
Так, в 2020 г. должны быть введены в эксплуатацию 704,6 км автодорог. На 1 января 2021 г. фактически введены 609,8 км, из них 101,4 км дорог, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен в более ранние периоды. Четырьмя субъектами плановые показатели полностью не достигнуты, не введены в эксплуатацию 46,49 км автодорог, при том, что лимиты бюджетных обязательств доведены им своевременно и в полном объеме. А 13 субъектами введены в эксплуатацию 99,2 км дорог при плановом значении 159,53 км.
В целом по итогам 2020 г. отмечается низкая исполнительская дисциплина уполномоченных органов исполнительной власти субъектов в части предоставления Росавтодору отчетности об использовании межбюджетных трансфертов. С нарушением установленных сроков отчетность представлена по 70 соглашениям. По 6 соглашениям отчетность не представлена.
В 2020 г. Росавтодором было допущено нарушение сроков при заключении 71 соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов за счет средств резервного фонда Правительства РФ бюджетам субъектов. Это повлекло за собой возникновение рисков позднего заключения государственными (муниципальными) заказчиками контрактов с подрядными организациями, и, как следствие, нарушение сроков реализации объектов (мероприятий), предусмотренных региональными проектами.
Госфинансы – без управления
Согласно оценке качество управления государственными финансами в Росавтодоре ежегодно снижается. Так, по итогам 2018 г. значение оценки составило 39 баллов, а по итогам 2020 г. – 34,5.
Внутренний финансовый аудит Росавтодором в 2020 г. не осуществлялся. А управление и распоряжение федеральным имуществом Росавтодором и подведомственными ему учреждениями осуществлялось с нарушением законодательства.
Так, подведомственными ему казенными учреждениями не обеспечена подача заявлений на государственную регистрацию права собственности РФ в отношении следующих объектов недвижимого имущества: 434 земельных участка общей площадью 14 506 448 кв. м, общей стоимостью 1557,6 млн руб.; 71 участок автодорог общего пользования федерального значения общей протяженностью 2575,4 км, общей стоимостью 70 708,9 млн руб.; 51 объект недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) общей площадью 14 824,9 кв. м, общей стоимостью 104,2 млн руб.
Пятью ФАУ, подведомственными Росавтодору, не обеспечена подача заявлений на государственную регистрацию права собственности РФ в отношении 6 земельных участков общей площадью 64 110 кв. м, общей стоимостью 42,2 млн руб.
Учреждениями, подведомственными Росавтодору, не направлены в систему учета карты сведений о: 2085 земельных участках общей площадью 115 626 478 кв. м, общей стоимостью 8682,7 млн руб.; 318 объектах движимого имущества общей стоимостью 1101,4 млн руб.; 91 участке автомобильных дорог общего пользования федерального значения общей протяженностью 1915,3 км, общей стоимостью 77 622,7 млн руб.
29 ФКУ Росавтодора не направлены в Реестр федерального имущества карты сведений о 88 655 объектах недвижимого имущества и движимого имущества – объектов обустройства автодорог общего пользования федерального значения, находящихся в их оперативном управлении, общей протяженностью 57 930 361 пог. м (линейные объекты), общей стоимостью 622 618,6 млн руб.
Ряд подведомственных Росавтодору ФКУ не направил в систему учета сведения, необходимые для исключения из Реестра федерального имущества 53 объектов федерального движимого имущества.
ФКУ, подведомственными Росавтодору, не обеспечена государственная регистрация вещных прав: оперативного управления в отношении 85 участков автодорог общего пользования федерального значения общей протяженностью 3222,3 км, общей стоимостью 88 983,8 млн руб.; 57 объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) общей площадью 21 303,3 кв. м, общей стоимостью 122,8 млн руб.
Кроме того, в 2020 г. Росавтодором и его подведомственными учреждениями допускались нарушения положений Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе в части применения кодов бюджетной классификации, перечисления средств в доход федерального бюджета на соответствующие КБК, несоответствия порядка формирования государственного задания на выполнение работ и др.
По итогам мероприятия Счетной палатой предложено направить представление временно исполняющему обязанности руководителя Федерального дорожного агентства, а также информационные письма в Министерство финансов и Федеральное казначейство. Кроме того, заключение Счетной палаты о результатах проверки будет направлено в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Начните обсуждение первым!