ФАС пошла войной на картели
Федеральной антимонопольной службой России разработан законопроект об ужесточении ответственности за участие в картелях. По запросу журнала «Строительство» специалисты ФАС прокомментировали основные положения этого документа.
Изменения коснулись 178 статьи Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, заключение картеля и участие в нем при причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере – наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Повышение, снижение или поддержание цен на торгах и причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере - наказывается штрафом в размере от 600 тыс. до 800 тыс. руб., либо принудительными работами на срок от 1 до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 4 лет.
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения между организатором торгов и (или) заказчиком с участником торгов, как и участие в нем, если проведение таких торгов обязательно, и при причинении крупного ущерба либо извлечение дохода - наказывается штрафом в размере от 700 тыс. до 1 млн руб., либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок от 3 лет до 5 лет.
Деяния, совершенные владельцами компаний, членами совета директоров и «топ-менеджерами», либо организованной группой, либо с причинением особо крупного ущерба, либо с извлечением дохода в особо крупном размере – наказываются штрафом в размере от 2 млн до 4 млн руб., либо принудительными работами на срок от 2 до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 3 до 6 лет.
Применение насилия или угроза его применения, сопряженные с уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения – наказываются штрафом в размере от 3 млн до 5 млн руб., либо принудительными работами на срок от 4 до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 4 до 7 лет.
Напомним, что доход – это выручка от реализации товаров, работ и услуг, извлеченная всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведенных расходов.
Доход в крупном размере – когда его сумма превышает 100 млн руб., а доход в особо крупном размере – 500 млн руб.
При крупном ущербе сумма превышает 20 млн руб., а при особо крупном – 60 млн руб.
Совершивший преступление освобождается от уголовной ответственности, если он первым добровольно сообщил об этом преступлении, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию, возместил причиненный ущерб, возвратил полученный им доход или иным образом загладил причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Картели как угроза
Как прокомментировали в ФАС, разработка законопроекта обусловлена необходимостью борьбы с картелизацией экономики. Так, в 2016 году антимонопольными органами было возбуждено 416 дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции, из них более 80% – это картели. Выявлено около 300 сговоров на торгах. Количество картелей увеличилось на 18,4%, сговоров на торгах – на 28,4%. На 15% возросло количество дел о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции – об антиконкурентных соглашениях с участием органов власти.
По оценкам экспертов, ущерб от антиконкурентных соглашений на товарных рынках и торгах составляет 1,5 – 2% от размера ВВП ежегодно; завышение цен в случае картелей на торгах достигает 30% от начальной стоимости предмета торгов, завышение цен картелями на товарных рынках составляет 18%, трансграничными, международными картелями – 23%.
Антиконкурентные соглашения стали одной из угроз экономической безопасности государства и начали меняться качественно: «срок жизни» картеля увеличился в среднем до 2 – 3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях – десятками, то сейчас сговоры распространяются на сотни аукционов. Зачастую картели отвечают всем критериям организованных преступных групп или преступных сообществ.
Совершенствование инструментов уголовно-правовой политики в сфере противодействия антиконкурентным соглашениям требует принятия новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как сообщили журналу «Строительство» в Федеральной антимонопольной службе, сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах в сфере строительства охватила более 1000 электронных аукционов, общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов по которым составила более 154 млрд рублей. Деятельность картелей и иных антиконкурентных соглашений с начала 2016 по конец 2018 г. распространилась на территории 79 субъектов Российской Федерации.
По данным мониторинга ФАС России, за первое полугодие 2018 г. наибольшее число картелей и иных антиконкурентных соглашений выявляется в сферах поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий (25,17%), в строительстве (23,07%) и при поставках продуктов питания (13,12%).
Одно из приоритетных направлений деятельности ФАС России – выявление и пресечение картелей в сфере строительства.
Учитывая стратегическую значимость строительной отрасли, решением Коллегии ФАС России от 1 марта 2017 г. перед ФАС России поставлена задача по декартелизации сферы строительства, в том числе содержания и ремонта дорог.
Если говорить о статистике по делам об антиконкурентных соглашениях в сфере строительства за восемь месяцев текущего года, то она выглядит следующим образом: антиконкурентные соглашения выявлены на территории 18 регионов; признаки сговоров на торгах выявлены при проведении 80 открытых аукционов в электронной форме; сумма общих начальных (максимальных) цен контрактов – более 33 млрд. руб.; возбуждено 26 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог.
Начните обсуждение первым!