Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Дороги России: торги, инновации, система «Платон»

15.11.2017
Сейчас более 72% федеральных дорог страны находятся в нормативном состоянии

На сегодняшний день в России насчитывается более 1,5 млн км автомобильных дорог. Это одна из самых протяженных дорожных сетей, занимающая 5 место по протяженности среди всех стран мира. Но в каком они состоянии? И сколько из них соответствует международным стандартам? Сколько построено в текущем году, а сколько нужно было бы построить для развития страны? Об этом и многом другом в нашем материале.

Все дороги России поделены на местные, муниципальные, региональные и федеральные. Как сообщили в пресс-службе Росавтодора, в их компетенции находятся автодороги федерального значения общего пользования, которых чуть более 50 тыс. км. Из них около 5 тыс. км соответствуют дорогам IA, IБ и IB категорий — это автомагистрали, скоростные магистрали и трассы с числом полос 4 и более. Но это не значит, что только 5 тыс. км дорог соответствуют международным стандартам. Стандарт — это не только категорийность дороги, но и то, как и из чего дорога сделана, как обеспечивается ее безопасность, долговечность покрытия, содержание.

Инновациями — по бездорожью!

Федеральные трассы России сегодня - одни из самых технологичных и современных. Росавтодор использует в своей деятельности практически все современные общепризнанные методы строительства и ремонта дорог. Сейчас более 72% федеральных дорог страны находятся в нормативном состоянии, а к концу 2019 г. к этим показателям планируется привести всю федеральную дорожную сеть. При этом количество применяемых инноваций за последние 5 лет увеличилось на 60%, а в текущем году использовано более 350 инновационных технологий. Это в первую очередь те материалы, применение которых осуществляется опытным путем, как полностью отечественные, так и адаптированные для нашей страны мировые практики.

Как сообщила пресс-служба Росавтодора Отраслевому журналу «Строительство», применение инноваций на всех этапах проектирования, строительства и содержания автодорог — одно из стратегически важных условий развития дорожной отрасли, и это не пожелание государства как заказчика, а насущная необходимость. Дорога, построенная и эксплуатируемая с использованием новых технологий, позволяет сократить издержки с учетом ее жизненного цикла, повысить безопасность и долговечность дорожных одежд.

Сегодня Росавтодор реализует комплекс мер, направленный на увеличение межремонтного срока службы федеральных дорог до 12 лет на ремонт и до 24 лет на капремонт. Внедрение инноваций проходит последовательно, ведь параллельно развивается и совершенствуется нормативно-правовая база. Наиболее востребованными сегодня остаются технологии, позволяющие повысить качество дорожных покрытий за счет увеличения их прочности и эксплуатационной надежности под большими динамическими нагрузками. Успешно развиваются методы, помогающие минимизировать последствия резких температурных перепадов и других природно-климатических воздействий на качество дорожной одежды.

Здесь преобладают технологии устройства покрытий автодорог с использованием модификаторов асфальтобетонных смесей, щебеночно-мастичного асфальтобетона с различными добавками, технологии регенерации покрытий, макрошероховатых покрытий и поверхностной обработки, широко используются геосинтетические материалы. На мостах, путепроводах и эстакадах наибольшее применение нашли современные материалы для обустройства и ремонта деформационных швов, гидроизоляционные материалы, ремонтные смеси, эффективные конструкции подпорных стен, барьерных ограждений, опорных частей, а также износостойкие конструкции покрытия проезжей части.

Еще один яркий пример эффективных технологий — устройство тонких слоев износа, позволяющий быстро и с меньшими затратами восстановить свойства покрытий. Они защищают дорогу от преждевременного разрушения и сохраняют потребительские характеристики в нормативном состоянии за счет нанесения тонкого слоя смеси каменных материалов, эмульсии и цемента на существующее покрытие. Так в общих чертах выглядит американская дорожная технология «Сларри Сил», которую в последние годы активно применяет Росавтодор. Опыт работы по этой технологии перенимают и территориальные органы управления дорожным хозяйством. На сети федеральных дорог используются и другие разновидности тонкослойных покрытий — «Микросюрфейсинг», «Новачип» или «Тонфриз».

В строительстве применятся методика стабилизации грунтов, суть которой заключается во введении в измельченный грунт добавок с последующим уплотнением для улучшения его механических свойств. Широкое распространение в укреплении дорог получили геосинтетические материалы, которые предотвращают просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин. Благодаря их использованию сроки службы покрытия увеличиваются в 1,5 раза. При капитальном ремонте используется технология холодного ресайклинга, который подразумевает повторное использование существующих дорожных одежд и позволяет снизить стоимость строительных работ.

Успешно адаптирована в России технология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, получившая название СПАС. Она позволяет увеличить срок службы покрытия на 20—30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. В настоящее время метод СПАС был применен более чем на 200 км участков автодорог федерального значения. В 2017 г. по его технологии будет отремонтировано более 140 км.

Что касается использования новых технологий и материалов — в 2005 г. было подготовлено всего 3 новых отраслевых стандарта, а в 2016 г. — уже 245 новых документов. В связи с вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании «Автодор» подготовлен 171 новый ГОСТ. Это беспрецедентные изменения — более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований. И масштабная работа по переработке действующих и разработке новых стандартов и отраслевых документов будет продолжаться.

Новые дороги — по 200 км в год

В 2017 г. Правительством РФ согласован ввод 39 новых объектов строительства на федеральной дорожной сети со сроком реализации до 2020 г. общей стоимостью порядка 93 млрд руб. В конце года будут введены в эксплуатацию 209 км новых участков трасс, более 2000 км — к 2020 г.

Наибольший объем строительных и ремонтных работ проводится в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, на Урале и Дальнем Востоке. Существуют такие приоритетные проекты строительства и реконструкции сезона 2017 г., как: строительство трех развязок на участке федеральной трассы М-7 «Волга» с 18 по 23 км в районе г. Балашиха в Московской области; строительство и реконструкция участков с 941 по 957 км федеральной трассы М-7 «Волга» в Республике Татарстан; строительство транспортной развязки на 198 км федеральной трассы М-10 «Россия» в Тверской области; строительство и реконструкция участка с 241 по 245 км федеральной трассы М-5 «Урал» в Рязанской области; строительство и реконструкция участков с 922 по 932 км федеральной трассы М-6 «Каспий» в Волгоградской области; реконструкция участков с 33 по 47 км федеральной трассы 1Р-242 Пермь — Екатеринбург в Пермском крае.

При этом благодаря устойчивому 100% финансированию работ по ремонту и капремонту федеральных трасс из федерального дорожного фонда не произошло сокращения объемов капремонта. В прошлом году было отремонтировано почти 8500 км федеральных трасс, в этом сезоне в планах 8700 км трасс, что позволит достичь показателя нормативности в 79,9%.

Несколько иная ситуация складывается с дорогами муниципального и регионального подчинения из-за недоремонта прошлых лет, который возник в 90-е годы в связи с ликвидацией региональных дорожных фондов. Средства на такие дороги выделялись в субъектах по остаточному принципу. Ситуация начала меняться в 2012 г. с принятием решения о возрождении региональных дорожных фондов, а спустя год вновь были созданы и муниципальные.

Коренным образом изменить ситуацию на региональной и местной дорожной сети призван приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который  рассчитан на проведение масштабных ремонтов в 38 крупнейших российских городских агломерациях с населением свыше 500 тыс. человек. К 2025 г. планируется обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения, устранить перегрузки и повысить уровень удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети каждой из агломераций. Мультипликативный эффект от действия проекта почувствуют 19 млн человек. Планируется, что по итогам 2018 г. в рамках проекта снижение аварийно-опасных участков на региональных дорогах произойдет на 62% и на 85% в 2025 г. Доля дорог, соответствующих нормативам, увеличится до 61,2% в 2018 г. и до 85% в 2025 г.

Финансирование проекта на текущий год из госбюджета составляет 32 млрд руб., более 65 млрд руб. с учетом софинансирования из региональных бюджетов. В 2018 г. запланированы аналогичные средства. По состоянию на начало сентября 2017 г. в программу «Безопасные и качественные дороги» вошло 3854 объектов, из них 42 переходящие на 2018 г., уже завершены работы по 1463 объектам.

Кроме этого, с ноября 2015 г. в России действует система взимания платы с 12-тонников «Платон» в счет ущерба, наносимого ими федеральным автодорогам. За время действия системы в федеральный дорожный фонд поступило свыше 30 млрд руб., из них более 10 млрд руб. в прошлом году пошли на неотложный ремонт 1000 км самых проблемных участков городских дорог в 40 городах и регионах России. Более 2 млрд руб. было выделено на ремонт аварийных мостов в 13 регионах РФ и 9 млрд руб. на строительство новых мостов и путепроводов в 7 регионах. В дальнейшем средства, собираемые системой «Платон», планируется направлять на поддержку строительства крупнейших инфраструктурных дорожных проектов, таких, как строительство обхода Хабаровска, обход Перми на региональной трассе Пермь-Березники, строительство моста через Обь в Новосибирске.

С кого взыскать за плохую работу?

Сейчас Росавтодор обновляет нормативную базу, внедряя современные мировые стандарты и стремясь к сроку службы между капитальными ремонтами до 30 лет. В планах обеспечение высокого уровня содержания уже отремонтированных дорог по принципу, применяемому в ведущих европейских странах.

Все контракты Росавтодора по ремонтам участков федеральных трасс — это контракты жизненного цикла с гарантией на произведенную работу. То есть если, к примеру, подрядчик сдал дорогу, а она пришла в негодность раньше срока, то он будет обязан переделывать все за свой счет.

Что касается выбора самих подрядчиков, то требования в конкурсной документации достаточно высоки, поэтому процент недобросовестных удается свести к минимуму. При этом все подрядчики, по которым имеются серьезные претензии, в обязательном порядке заносятся в реестр недобросовестных.

Конечно, как подтвердили в пресс-службе Росавтодора, иногда ситуация складывается так, что контракт с подобным подрядчиком приходится расторгать в судебном порядке. Один из последних примеров: расторжение контрактов с ООО «Стройновация», с которым в период с 2012 по 2014 гг. были заключены 8 государственных контрактов, и к настоящему времени исполнен лишь один. Сейчас с ним расторгнуто 3 контракта в связи с регулярными нарушениями календарных графиков и низким качеством выполняемых работ, еще по двум объектам контракты находятся в стадии расторжения. Сумма предъявленных к подрядчику и оплаченных штрафных санкций составила 87 млн руб. Кроме того, Росавтодор ведет претензионную работу по предъявлению штрафных санкций за нарушение условий госконтрактов еще на 395 млн руб.

После расторжения контрактов, возвращения средств в федеральный дорожный фонд и уплаты штрафных санкций со стороны недобросовестных подрядчиков вновь объявляется конкурс.

А для того, чтобы лоты выигрывали только надежные и проверенные подрядчики, необходимо совершенствовать нормативную базу с последующим включением всех нормативных требований в конкурсную документацию для обязательного исполнения. Также необходим жесткий контроль на всех этапах производства работ с вынесением штрафных санкций к подрядчикам за некачественное исполнение.

Центральный аппарат Федерального дорожного агентства и подведомственные учреждения, ответственные за оперативное управление федеральными трассами, ведет постоянный мониторинг за качеством выполняемых подрядчиками работ и используемым сырьем. Выявленные нарушения фиксируются и доводятся до представителей подрядчиков для оформления соответствующих предписаний и последующего контроля за устранением нарушений.

При этом, как сообщили в пресс-службе Росавтодора, дороги в России служат не меньше, чем в Северной Европе и, к примеру, в Белоруссии. Принимаемые сейчас новые межремонтные сроки в 12 и 24 года вполне сопоставимы с мировыми и европейскими стандартами во многом благодаря тому, что Росавтодор предъявляет высокие требования к подрядчикам, материалам и технологиям, серьезно работает с нормативной базой и использует все доступные современные технологии строительства и сохранности дорог.

Галина  Крупен

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика