Дороги России. Поборы все больше, а строят - все дольше
Любителям ездить в Крым на своей машине повезло: Росавтодор одобрил проект новой дороги в обход населённых пунктов от Краснодара до Крымского моста. Вот только когда она будет построена – большой вопрос. Недавно завершённое строительство трассы М11 Москва – Санкт-Петербург длилось 8 лет, а в итоге так и оставило всех без объездной дороги вокруг Твери. Хотя был отличный стимул ускориться: трасса платная. Новое кольцо вокруг Москвы (ЦКАД) собрались строить ещё в 2011 году, но работы начались в 2016-м, а кольцо должно будет замкнуться, в лучшем случае, к концу 2021 году (во всяком случае, эти сроки обозначил Дмитрий Медведев).
Формальных причин затяжного строительства и ремонта дорог в России масса: и недостаточное финансирование, и неоправданно высокие сметы, и закреплённая законами возможность поддерживать дороги в плачевном состоянии с ямами по ГОСТу. «Новые Известия» уже писали об этом. Теоретически, национальный проект «Безопасные и качественные дороги» должен был помочь исправить эту ситуацию, но что-то не заладилось. Новые современные дороги по-прежнему являются исключением, лишь подтверждающим правило. К концу года на всю страну должны быть отремонтированы порядка 6500 км региональных дорог, что в лучшем случае позволит поднять долю дорог, соответствующих нормативам, до чуть более 50%.
Приморский край
Чукотка
Крым
Ивановская обл.
Мурманская обл.
Новгородская обл.
Кабардино-Балкария
Республика Коми
Тыва
Чувашия
Деньги на дорожное строительство копятся в дорожных фондах. И для каждого типа дорог есть свой дорожный фонд: федеральный, региональный и муниципальный. И в данном случае самые большие расходы ложатся на региональные дорожные фонды. Именно поэтому Дмитрий Медведев в конце октября поручил подготовить предложения по изменению наполнения дорожных фондов.
Часть денег в региональные дорожные фонды поступает из федерального фонда, но основным источником финансирования являемся мы с вами. Он наполняется за счёт транспортного налога, части акцизов на топливо и штрафов за нарушения правил дорожного движения.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев поясняет, что существует такая многоступенчатая система с финансированием фондов из разных источников, по сути, от жадности:
«С помощью двух налогов можно собирать больше денег. Да и сама система с акцизами и транспортным налогом более гибкая, чем с каким-то одним источником дохода. Тем более, что по тому же транспортному налогу существует список автомобилей, которые относятся к роскоши, и которым полагается повышенный коэффициент. Эти списки становятся такими большими, что скоро иных автомобилей не останется. Банальное желание собирать побольше денег и обеспечивать налоговую базу регионов приводит к тому, что сохраняются и акцизы, и налог».
Есть два основных направления увеличения доходов региональных дорожных фондов: либо забрать часть федеральных денег, либо забрать часть денег у простых людей. Транспортный налог и так на все 100% принадлежит регионам – здесь делиться уже нечем. А вот акцизы на топливо делят между собой регионы с федеральным бюджетом. Сейчас регионы получают 58,2% топливных акцизов. Но программа увеличения доли регионов уже существует: в ноябре прошлого года Госдума приняла закон, согласно которому в 2020 году регионы получат 66,6% от собранных акцизов, 74,9% в 2021 году, 83,3% в 2022 году, 91,6% в 2023 году и все 100% в 2024 г. Так что в этом плане ничего нового не придумаешь. Остаётся только повышать сборы с людей.
Как показывает практика, топливные акцизы могут быть повышены в любое время: народ у нас относительно спокойно реагирует на повышение цен на бензин и дизель, в жёлтых жилетах на улицу не выходит. И повышение это может быть очень существенным. Например, в начале 2019 года акцизы были разом увеличены в 1,5 раза.
И это при том, что у государства, накапливающего деньги, есть возможность обойтись имеющимися финансами. На это обращает внимание руководитель пресс-службы Финансовой группы QBF Вадим Скосырев:
«Правительство Российской Федерации имеет все финансовые возможности проводить мягкую фискальную политику в отношении населения, особенно учитывая падающие реальные располагаемые доходы россиян. Растущий профицит бюджета позволяет снизить, модернизировать или даже отменить непопулярные налоги и платежи, например, транспортный».
Первые предложения повысить транспортный налог, заменив его повышенными акцизами на топливо, прозвучала в Госдуме ещё в 2009 году. Идея многим автомобилистам приглянулась из-за справедливости: больше ездишь – больше платишь, а если выезжаешь только летом по выходным на дачу, то и расходы минимальны. А в 2011 году депутаты даже приняли решение повысить акциз на 3 рубля за литр бензина в течение нескольких лет, чтобы потом отменить транспортный налог. Но вопрос о том, как же тогда наполнять региональные дорожные фонды, решён не был – желающих углубляться в пересмотр межбюджетных отношений не нашлось. В итоге у нас и акцизы на топливо растут, и транспортный налог сохраняется, несмотря на регулярные предложения его отменить.
Однозначного взгляда на необходимость и справедливость транспортного налога нет и у наших экспертов. Всё субъективно.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет.» Александр Шумский выступает против транспортного налога в нынешнем виде:
«Транспортный налог – вещь, по сути, не очень справедливая, потому что рассчитывается исходя из лошадиных сил транспортного средства, то есть, исходя из стоимости транспортного средства, кроме того, есть ещё повышающие коэффициенты. Это не имеет никакого отношения к реальному строительству и обслуживанию дорожной инфраструктуры. Самый справедливый способ – начислять налог за километраж».
Руководитель проекта «Наш транспорт» Константин Венцлавович предупреждает, что нельзя просто так отказаться от какого-то налога:
«Конечно, государство может отказаться от транспортного налога, но тогда оно скорее всего увеличит существующие или создаст новые налоги или сборы, чтобы компенсировать потерю региональными бюджетами поступлений отменённого транспортного налога».
Профессор МАДИ Михаил Якимов видит в излишних налогах угрозу для будущего развития:
«В Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не решена задача обеспечения транспортной доступности всей ее большой территории. И поэтому бесконтрольное увеличение налогов, как акцизы на моторные топлива, еще больше будет тормозить реализацию этой задач».
В последний раз предложение отмены транспортного налога прозвучало совсем недавно от губернатора Курской области и по совместительству главы подгруппы Госсовета «Безопасные и качественные дороги и дорожная деятельность» Романа Старовойта. По его словам, разработка альтернативного варианта, учитывающего интенсивность использования автомобиля, уже идёт. Но вряд ли стоит рассчитывать на экономию с новым режимом: это заявление было сделано на фоне требования Дмитрия Медведева увеличить доходы региональных дорожных фондов.
Однако Игорь Николаев сомневается в целесообразности такого подхода:
«Вопрос привязки к лошадиным силам – спорный. Акцизы привязаны к пробегу. Транспортный налог не за чем привязывать к пробегу».
Точку в спорах о будущем транспортного налога поставил министр транспорта РФ Евгений Дитрих. В начале года он заявил, что транспортный налог – это имущественный налог и пробег с влиянием на дороги и экологию тут вообще не при чём, и что регионы не готовы отказаться. «Предварительная проработка с регионами показала, что, мягко говоря, не все из них готовы на отмену транспортного налога» - сказал Дитрих. И эти слова имеют под собой основание.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Максим Савенков подтверждает, что с такой точки зрения транспортный налог – вовсе не альтернатива акцизам и не должен иметь привязки к пробегу и наносимому ущербу:
«Транспортный налог является аналогом налога на имущество и земельного налога, обязанность по уплате которых возникает исключительно по факту владения и не связана с фактом фактического использования».
Может изменится название, или начнут следить за перемещением каждого автомобиля и взымать дополнительную плату – варианты возможны разные, но эксперты считают, что раскошелиться в любом случае придётся.
США
Больше ездишь, больше загрязняешь атмосферу – больше платишь. Плюс разово оплачиваешь налог при покупке (1% - 7% от стоимости машины в зависимости от штата).
Европа
Разовый налог при покупке применяется во многих европейских странах – Франции, Австрии и других. Размер зависит от множества факторов, включая объём выбросов углекислого газа.
Австралия
Здесь всё предельно просто: разовый фиксированный налог при покупке по ставке 5% - 10% (зависит от типа транспортного средства) и всё.
Япония
Японцам, пожалуй, не повезло больше всего: сначала платят налог при покупке автомобиля, потом при его регистрации, и это не отменяет ежегодного налога, который может переваливать за $500 в год.
с Бельгии в Париж по А2 -А1 в одну сторону на платной дороге порядка 16 евротугриков, в обратную столько же.
Так что не так и дорого в РФ.
Мы в город Изумрудный,Идём дорогой трудной...Дорогой не простой-дорогой золотой.
У нас все дорогое, кроме зарплат обычных работяг, на которых должно развиваться государство.
при начинаниях кивают на Европу, а после воплощения, уже кивают на какое нибудь Сомали, мол там вообще полный треш, а у нас хоть это есть.
Самая большая сеть платных дорог в Европе расположена во Франции, её протяженность составляет около 9000 км. В среднем для легкового автомобиля цена проезда в пересчете на рубли составляет от 3,8 до 7,57 руб./км (0,05 — 0,1 евро/км).А у нас в среднем - 4,37. Взято из самого источника. Высчитано по данным, также приведенным у самого источника: https://auto.mail.ru/article/58483-platnye_..._img_id=p123459Картинка там внизу хорошая есть.
по Техрегламенту термин "большегруз"( тяжеловес ) начинается после 40ка тонн общей массы , а не после 12-- ти , как вам в телевизоре рассказывают . И грузовая машина с 20-тью тоннами , общей массой до 40-ка тонн НЕ является тяжеловесом . От слова : "совсем нет ".
а ещё надо не забыть, что дорожный налог мы платим 2 раза. Собирают за одну услугу 3 раза. Нада еще больше платы за дороги.
Напрямую нарушается статья конституции о свободе перемещения, по построенным дорогам, на поддержание которых уже есть налоговые сборы. Давно пора от обсуждения перейти к действиям в рамках закона и бороться с ситуацией