Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Для нацпроектов по дорогам и жилью в дефиците все, кроме песка

Рубрики: Дороги
19.08.2019
Минэкономразвития России посчитал основные стройматериалы и пообещал проблемы

Драйверами спроса на строительные материалы должны стать проекты в сфере дорожного и жилищного строительства. К такому выводу пришло Минэкономразвития по итогам проведенного совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти комплексного анализа ресурсного потенциала строительной отрасли при реализации инфраструктурных и иных проектов в период 2019-2024 гг.

 

В рамках это анализа была произведена оценка перспективных потребностей в наиболее востребованных видах продукции строительной отрасли - щебне, нефтяных битумах, песке и цементе. А данные для анализа были предоставлены Минтрансом, Минстроем, Минпромторгом, Минприроды, Росстатом, Росавтодором, ФТС России, ОАО «РЖД», а также органами исполнительной власти 82 регионов России.

 

Щебень: где, сколько и почем?

По итогам 2018 г. объем потребления щебня составил 197,6 млн куб. м, среднегодовой объем производственных мощностей по его выпуску – 300 млн куб. м, а среднегодовой уровень использования – 66%. Этих показателей достаточно для удовлетворения потребностей дорожного и строительного комплексов в 2019-2024 гг. При этом рост его потребления в указанные годы составит 20-45%.

Ключевые факторы роста – жилищное строительство, а также ремонт и строительство автомобильных и железных дорог. Причем наибольшая доля приходится на ремонт и строительство автомобильных дорог – 53%, большинство из которых – ремонтируемые региональные и межмуниципальные дороги, а на жилищное строительство – 38%.

Реализация проектов в сфере транспортной инфраструктуры приведет к росту потребления щебня на 44%, а в отдельных субъектах - до 2,5 раз, что несомненно повысит уровень загрузки производственных мощностей по его выпуску до 95%. Это, в свою очередь, может повлечь возникновение дефицита в щебне в тех субъектах, где отсутствуют производственные мощности, но наблюдается рост потребления.

Наибольший объем дефицита производственных мощностей сосредоточен в Центральном и Приволжском федеральных округах, в частности, в Москве и Московской области – в 2019 г. он составит -18 млн куб. м, а в 2024 г. -21 млн куб. м.  В Республике  Татарстан  эти показатели по годам на уровне -5 млн куб. м и -7 млн куб. м соответственно, в Санкт-Петербурге  -5 и -6 млн куб. м.

Вместе с тем разница между отпускной ценой производителя щебня и конечной ценой потребителя может составлять более 100%, т.к. в нее входят транспортные расходы и наценка посреднических организаций. Причем цены производителей носят сезонный характер из-за роста объемов выполняемых работ в сфере ремонта и строительства, в том числе автодорожного, в летний период. К примеру, в 2018 г. наибольший средний показатель был зафиксирован в ноябре и составил около 540 руб./куб. м, а самый низкий – в феврале – около 480 руб./куб. м.

Плюс ко всему средние цены производителей в разных субъектах зависят от неравномерности распределения мощностей и способности удовлетворять объем спроса. Так, самые высокие цены зафиксированы в Дальневосточном федеральном округе, а самые низкие – в Северо-Кавказском федеральном округе.

В среднем по стране плечо доставки щебня в регионы потребления составляет до 1500 км. А в условиях дефицита полувагонов появляется риск ценовых всплесков в тех субъектах, где отсутствуют собственные запасы щебня. К таким регионам относятся Вологодская, Костромская, Курганская и Астраханская области, республики Марий Эл, Мордовия и Калмыкия.

Немаловажно, что для оперативного и своевременного обеспечения дорожного комплекса общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе щебнем, законодательством предусмотрена возможность предоставления права пользования недрами без проведения соответствующего конкурса.

Ожидаемый в 2019-2024 гг. рост потребления щебня вызовет увеличение уровня загрузки производственных мощностей – 95% к 2024 г. Основные из них сосредоточены в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах – 54,7 и 52,1 млн куб. м соответственно.

При этом произойдет значительная загрузка основных поставщиков: в Ростовской области возможен рост объема отгрузки продукции до 26% к уровню 2016-2018 гг., в Кировской области – до 23%, в Свердловской и Оренбургской областях – до 22%, в Республике Карелия и Челябинской области – до 18%, в Воронежской области – до 15%, в Ленинградской области и Краснодарском крае – до 13%, в Смоленской области – до 9%.

В связи с этим целесообразным представляется рассмотрение вопроса о разработке новых карьеров.

 

Нет битума – нет дорог

Что касается объема потребления нефтяных битумов, то по итогам 2018 г. он составил 6,6 млн т, производственные мощности по его выпуску – 11,3 млн т, а загрузка – 58%.

Ожидаемый рост потребления в прогнозный период составит 25-48%, что может привести к критически высокому уровню загрузки мощностей по их выпуску – 86% в 2024 г., а в периоды пикового спроса может превысить 100%.

Ключевые факторы роста – ремонт и строительство автомобильных дорог – на их долю приходится около 90%. На производство битума строительного и строительных материалов на его основе расходуется порядка 10%.

В связи с ростом объемов дорожного строительства и ярко выраженной сезонности спроса на нефтяные битумы сохраняется риск возникновения дефицита и сопровождающих его ценовых всплесков. При этом самые высокие цены в 2018 г. зафиксированы в Сибирском ФО, а самые низкие – в Центральном ФО. А наибольший средний показатель цены производителя был зафиксирован в августе и составил около 15 тыс. руб./т, самый низкий – в феврале – около 9 тыс. руб./т.

Наиболее подвержены таким рискам Уральский и Северо-Кавказский федеральные округа, Костромская, Курганская, Смоленская, Томская, Липецкая, Ивановская и Архангельская области, республики Марий Эл и Мордовия.

Самый большой объем дефицита производственных мощностей находится в Московской области – в 2019 г. он составит -437 тыс. т, но к 2024 г. выйдет на уровень -377 тыс. т. В Тверской области эти показатели по годам на уровне -194 и -203 тыс. т соответственно. В Алтайском крае -
-109 и -285 тыс. т.

Для нивелирования сезонного дефицита и ценовых всплесков возможно увеличить парк межсезонного хранения нефтяных битумов, обеспечив стабильный уровень загрузки производственных мощностей в период проведения дорожных работ.

Существенную долю в конечной цене нефтяных битумов составляют расходы на его транспортировку – по итогам 2018 г. среднегодовая цена их приобретения превышала среднегодовую цену производителей на 67%. Однако в связи с повышением стоимости транспортировки железнодорожным транспортом наблюдается тенденция к переходу на автомобильный транспорт, что сократит плечо доставки в 4 раза.

Прогнозируемый рост потребления нефтяных битумов в 2019-2024 гг. также вызовет увеличение загрузки производственных мощностей основных поставщиков, которые сосредоточены в Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах и составляют 1,8 млн т, 2,9 млн т и 4,8 млн т.

Так, в Красноярском крае возможен рост объема отгрузки до 27% к уровню 2016-2018 гг., в Саратовской области – до 26%, в Москве – до 14%, в Ярославской области – до 13%, в Волгоградской иЛенинградской областях – до 8%,в Нижегородской и Новосибирской областях – до 7%, в Иркутской области – до 6%, в Самарской области – до 5%.

 

С песочком!

Объем потребления песка по итогам 2018 г. составил 248,2 млн куб. м, объем действующих производственных мощностей – 427 млн куб. м, а загрузка – 58%.

В 2019-2024 гг. ожидается рост потребления песка на 7-42%, а ключевые факторы роста – жилищное строительство в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а также строительство и ремонт автодорог. Это приведет к росту уровня загрузки мощностей по его производству – в 2024 г. он составит 82%.

Основные производственные мощности сосредоточены в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах, а наиболее дефицитные – Центральный и Приволжский федеральные округа. Вместе с тем объемы запасов песка существенно превышают потребности в нем, поэтому риска дефицита не предвидится. Однако рост его потребления может повлечь ценовые всплески в отдельных субъектах.

Самый большой объем дефицита производственных мощностей находится в Республике Башкортостан – в 2019 г. он составит -8 млн куб. м, а к 2024 г. - -11 млн куб. м. В Краснодарском крае - -7 и -12 млн куб. м соответственно. А в Санкт-Петербурге - -7 и -10 млн куб. м.

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о разработке новых карьеров и об оперативном распределении лицензий на разведанные месторождения и установлении единого порядка их предоставления региональными органами власти.

Что касается стоимости, то разница между отпускной и конечной ценой может составлять более 200% - это также обусловлено увеличением транспортных расходов, связанных главным образом с дефицитом полувагонов, а также наценкой посреднических организаций.

При этом средние цены производителей характеризуются сезонностью и зависят от неравномерности распределения мощностей, а также способности удовлетворять объем спроса.

Самые высокие цены в 2018 г. зафиксированы в Сибирском ФО, а самые низкие – в Уральском ФО. А наибольший средний показатель цены производителя был зафиксирован в октябре и составил более 180 руб./куб. м, самый низкий – в феврале – около 120 руб./куб. м.

 

Стройке цемента должно хватить

Наконец, объем потребления цемента по итогам 2018 г. составил 53,4 млн т, объем действующих производственных мощностей – 105,5 млн куб. т, а загрузка – 51%.

В период до 2024 г. ожидается рост потребления цемента от 20 до 66%, что обеспечит высокий уровень загрузки производственных мощностей – 84% в 2024 г.

Ключевой фактор роста – жилищное строительство в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Наибольшая доля приходится  на производство железобетонных изделий – 52%, а также осуществление строительно-монтажных работ – 25% и производство асбестоцементных изделий – 18%.

Основные производственные мощности сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах – 29,9 и 24 млн т соответственно, а наиболее дефицитный– Северо-Кавказский федеральный округ.

Самый большой объем дефицита производственных мощностей находится в Московской области – в 2019 г. он составит -6546 тыс. т, а в 2024 г. –  -9854 тыс. т. В Санкт-Петербурге – -2964 тыс. т и -3825 тыс. т соответственно. А в Республике Татарстан – -2019 тыс. т и -2653 тыс. т.

При этом, учитывая равномерность роста спроса на цемент и наличие достаточных объемов свободных производственных мощностей, возникновение риска нехватки производственных мощностей, а также значительного роста цен на цемент представляются маловероятными.

Разница между отпускной и конечной ценой составляет менее 30% и существенно снизилась в течение рассматриваемого периода.

Средние цены производителей характеризуются наличием сезонности и несущественно варьируются в разных субъектах. Незначительное превышение среднероссийской цены отмечается в регионах Сибирского федерального округа, а незначительное уменьшение цены – в Приволжском федеральном округе.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика