Губернатор судится с прокуратурой, потребовавшей привести жилье для сирот в нормативное состояние
Битва прокуратуры и губернатора Сергея Левченко за жильё для детей-сирот перешла в суды. Прокуратура проверила весь жилой фонд, построенный в 2017-2018 годах по областной программе. Ведомство выявило нарушения на всех объектах, выдала предписания. Губернатор обжалует представление областного прокурора об устранении нарушенных жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
О «новом ветхом жилье» для сирот Иркутской области, которое сыпется на глазах, промерзает зимой, ломается, знает вся страна: люди многократно обращались в правительство Иркутской области и к главе региона. И только после того, как проблема прозвучала в средствах массовой информации и о ней узнал президент страны на форуме ОНФ, тема получила движение.
После форума региональное правительство провело беглую проверку жилого фонда для сирот. Исполнительная власть заявила, что жильцы неправильно эксплуатируют здания.
«В Тайшете в многоквартирном доме обнаружены частичные разрушения, возникшие во время эксплуатации: в подвале были выломаны кирпичи, на крыше проделаны дыры, — сообщала пресс-служба областного правительства. – Повсеместно жителями из числа детей-сирот нарушаются условия договора специализированного найма: неоплата коммунальных услуг, сдача в аренду жилых помещений, разрушение жилых помещений. Выявлены факты, когда дети-сироты не проживают в предоставленном жилье. В адрес нанимателей жилых помещений направляются письма в рамках досудебного урегулирования спора».
В том, что сиротам выдается жилье с недоделками, не отвечающее нормативам по качеству, что оно оказывается вне обслуживания управляющих компаний, Сергей Левченко не видит своей вины, а следовательно, и фронта деятельности. А между тем, в 2017-2018 году по итогам прокурорских проверок в адрес министерства имущественных отношений области было внесено более 20 представлений о нарушениях. Однако строить для сирот не стали качественней, в связи с чем нужны управленческие решения со стороны губернатора.
Если взять громкую историю с сиротскими квартирами в Тайшете по улице Транспортная, 105 (там три блок секции) – прозвучавшую в качестве вопроса президенту на форуме Общероссийского народного фронта, то до этого для решения проблемы жильцов этих новых трущоб были использованы все меры прокурорского реагирования – представления, иски к застройщику, заказчику строительства (Минимущества Иркутской области), органам местного самоуправления. После того, как вопросом занялся напрямую президент, нарушения устраняются, а в отношении виновных возбуждены и расследуются уже не административные, не гражданские, а уголовные дела.
Сейчас устраняются нарушения застройщиками жилья для детей-сирот в поселке Малая Топка Иркутского района (три дома), в Куйтуне (две блок секции) – здесь не только ведется устранение нарушений, но и инициирована экспертиза на предмет дальнейшей безопасной эксплуатации объекта, в Ангарске (четыре дома), Иркутске, в поселке Чунский, в Нижнеудинске и других.
Само Минимущества Иркутской области или губернатор региона не нашли недостатка в жилье для сирот, а это говорит о системном сбое – как заказчик строительства областная власть не на стороне сирот, нуждающихся в жилье, а на стороне застройщиков.
Вопросы вызывает состояние самой программы. В последние годы, несмотря на рост доходов регионального бюджета, несмотря на увеличение стоимости квадратного метра, суммы по программе не пересматривались. Следовательно, наблюдается снижение темпов ее исполнения, ведь на предусмотренные средства теперь можно построить меньше жилья.
При этом практически все областные программы получают дополнительное финансирование, исправно растут зарплаты областных чиновников, а дети-сироты, по возрасту выбывшие из детских домов, оказываются в многолетней очереди, хвост которой вытягивается год от году. А ведь очередь уже составляет 14 тысяч сирот, и она будет расти.
Как сообщает областная прокуратура, наряду с недостаточностью финансирования из областного бюджета, снижением показателей подпрограммы по обеспечению жильем детей-сирот, в ходе проверки также были вскрыты факты неэффективного расходования бюджетных средств, несвоевременного заселения в жилые помещения.
Губернатор, обратившись с административным исковым заявлением об обжаловании представления прокурора области, ссылается на то, что он не имеет возможности самостоятельно устранить указанные в представлении нарушения без привлечения всех участников бюджетного процесса, а также не может поставить на систематический контроль деятельность Министерства имущественных отношений Иркутской области, поскольку «нормы действующего законодательства не возлагают такую обязанность на губернатора области». То есть он в суде довольно откровенно расписывается в том, что не руководит своими чиновниками. Но тогда возникает вопрос – а кто ими руководит? И кто, в таком случае, руководит всей Иркутской областью?
Абсурд ситуации заключается в том, что собственником домов для сирот является областное Минимущества. И, как собственник, оно должно было организовать должную эксплуатацию этого жилого фонда, но это не было сделано ни в одном случае. По закону Иркутской области, первые пять лет сироты живут в предоставленных им квартирах на условиях социального найма, то есть, под опекой власти. В тайшетском доме, который на форуме ОНФ показали на всю страну, управляющая компания появилась только по завершению форума.
Начните обсуждение первым!