Советский архитектурный авангард: от сквозного проветривания до примитивного оформления
Годы авангарда, возможны, были одними из самых плодотворных с точки зрения архитектурных идей и новаторских решений. Их носителями являлись архитекторы, чей гений восхищает нас до сих пор. Вот только наследие этих творцов оказалось не слишком востребованным следующими поколениями зодчих и строителей.
Система коридорная
Пожалуй, самой известной новаторской идей в этом доме стали необычные планировочные решения. Моисей Гинзбург, пытаясь найти способ максимального выхода площадей, то есть соотношение жилой площади к общей площади, приходит к многоуровневым жилым ячейкам. В этом здании очень мало одноуровневых квартир, они сделаны по остаточному принципу, чтобы заполнить пустующие пространства. Почти все квартиры сделаны в двух и даже в трех уровнях. Больше всего квартир - чуть более тридцати, это квартиры типа F. Гинсбург и его мастерская пронумеровали их: A, B, C, D, E, F и так далее.
Как это устроено? В доме коридорная система, вы идете по коридору, туда выходят двери: черная, белая, черная, белая. Если вы заходите в черную дверь, то у вас квартира с небольшой прихожей и санузлом, поднимаетесь по лесенке на пол этажа, попадаете в гостиную с высотой потолков 3,5 метра - очень хорошие показатели по тем временам. Еще поднимаетесь вверх на пол этажа - и тут ваша спальня и душевая. В спальне, в душевой, в прихожей потолки всего 2,25 метра, но и зачем они вам там высокие, если это, например, спальня. Вы же там спите, то есть пребываете в горизонтальном положении. Зато в гостиной высокие потолки.
А если вы заходите в белую дверь, то спускаетесь на полный этаж вниз. В квартире гостиная с высотой потолков 3,5 метра, проходите назад, попадаете в спальню, в которой потолки 2,25 метра, и она находится под общим коридором. Таким образом, уменьшив высоту потолков в коридоре и в спальне до 2,25 метров, архитектор сумел буквально запихнуть этот коридор меж двух квартир по высоте. Отсюда и получается хороший выход площадей.
При этом были довольно маленькие квартиры-судии площадью 36 квадратных метров, они не были оборудованы кухнями, но должны были быть оборудованы так называемыми кухонными элементами. Есть квартиры и побольше. Это квартира типа K, где из коридора можно попасть в гостиную с высотой потолков 4,5 метра, потом подняться по лесенке наверх, где две спальни уже с высотой потолков только по 2,25 метра. Общая площадь такого жилища 70 квадратов.
Еще один тип квартир площадью 120 квадратных метров, они называются 2F, они похожи на F-квартиру, только расположены в торце, а значит, у них нет общего коридора.
Интересна нумерация этих квартир. Они называются K и 2F. Если по документам есть квартиры только A, B, C, D, E, F, то откуда же взялись K и 2F? Их никогда Гинзбург не делал ни в одном другом доме. А он построил еще несколько домов такого типа. Но этот дом все-таки министерский, поэтому 36 квадратными метрами студий обойтись никак не получится.
Когда архитекторы сами для себя построили примерно такой же дом на Гоголевском бульваре, то он состоял только из студий в 36 квадратных метров. Гинзбург убежденный конструктивист и адепт экономичного жилья. С другой стороны, он все-таки работает на заказчика и вынужден удовлетворять его требования.
Дом оригинален во всем, даже конструктив у него не обычный. Он из монолита, тогда это стоило значительно дороже, чем несущие кирпичные стены. Здесь работал интересный инженер - Сергей Прохоров, который предложил не обычное по тем временам решение. Он построил дом на монолитном железобетонном каркасе, но при этом стеновое заполнение выполнил из многопустотных шлакобетонных блоков, что позволило достичь достаточно существенной экономии.
Он написал статью, в которой доказал, что такой дом по стоимости кубического метра равен стоимости дома с несущими кирпичными стенами, что тогда было очень хорошим показателем.
Родоначальники встроенной мебели
Еще одна особенность дома - это окраска стен в ячейках F верхняя и F нижняя. В то время возникает понимание о психологическом воздействии цвета. Ученые начинают исследовать, как разная цветовая гамма влияет на психологическое состояние человека. Выясняется, что холодные тона визуально расширяют пространство, теплые тона – его сужают.
Сегодня это азы цветового решения интерьера. А в те времена то был самый передовой край науки. Каким образом применяли эти открытия? В маленьких пространствах спален стены покрашены в холодные тона, чтобы их визуально расширить. А в сравнительно большой гостиной использованы теплые тона, видимо, для того, чтобы визуально выровнять этот дисбаланс.
Все было продумано до мелочей. Тогда считалось, что квартиры надо сдавать не только с отделкой, но и с меблировкой. В данном случае меблировать дом собирались частично. Кстати, мебель для него проектировал знаменитый художник Вацлав Лисицкий. Теперь остается только пожалеть, что она не была изготовлена. Пожалуй, самый интересный элемент мебели, который предполагался в этом доме, это так называемый кухонный элемент.
Сейчас бы его назвали кухонным гарнитуром со встроенной бытовой техникой. Это кухонный шкаф, куда были встроены газовая плита, мойка. Как пишет Гинзбург в пояснительной записке, должны быть встроены также теплый шкаф, проще говоря, термос, который сохранял еду в теплом состоянии, и холодильный шкаф. В общем, все встроено, хотя на дворе всего лишь 1929 год. Но уже тогда возникали идеи кухонного гарнитура со встроенной бытовой техникой, которые на практике уже реализовались гораздо поздней.
Предшественники Хрущева
Продолжая тему авангарда, стоит остановиться на том, что было выбрано в качестве центрального направления жилищного строительства 20-х, начала 30-х годов. Это так называемые жилые массивы, как тогда говорили; позднее мы будем называть их микрорайонами.
То есть уже в 20-е годы появляется концепция поквартальной застройки. Берется сразу целый квартал или несколько кварталов, эта территория застраивается типовыми домами и создается минимальная инфраструктура. Такой подход не изобретение Хрущева, все это уже было, начиная с 1925-1926 года. Многие такие жилые комплексы отличаются бедными планировочными решениями и примитивным оформлением фасадов.
Но есть и очень интересные микрорайоны. Например, Хавско-Шаболовский жилой комплекс.
Следует сказать о типовом строительстве в тех годах. Использовались очень неплохие нормы. Уже в 1925 году в Москве были разработаны так называемые типовые секции Моссовета. Это подъезд, лестничная клетка, окруженная квартирами. Но в 1925 году была не очень хорошая серия. А вот типовая секция Моссовета 1926 года лучше. Обязательно сквозное проветривание. Это означает, что ваша квартира непременно выходит на обе стороны дома. То есть в ней минимум две и даже три комнаты.
Почему сквозное проветривание понятно - тогда еще не умели эффективно лечить болезни. И главным средством лечения считалась профилактика, гигиена. А значит, квартира должна хорошо проветриваться. К тому же сквозное проветривание ведет и к хорошей вентиляции. Окна смотрят и на восток, и на запад. Солнце с утра всходит на востоке, затем перемещается в течение дня на запад, где гостиная.
Вторая норма тоже удивляет, потому что нам всегда казалось, что в советские годы потолки были очень низкие. А в типовой секции 1926 года они минимум 3 метра и выше. То есть, регресс тут случился уже после 20-х, а в сталинскую эпоху они были высокими.
Хавско-Шабаловский жилой комплекс интересен своей планировкой. Пытаясь бороться с монотонностью и скукой, которая возникает при строчной застройке, когда все дома поставлены строчкой, архитекторы из группы рационалистов применили простой прием - повернули все дома под углом 45 градусов к красной линии. И когда человек попадает внутрь Хавско-Шабаловского комплекса, то начинает ощущать себя как в каком-то лабиринте.
Можно сказать, а что хорошего в ощущении лабиринта, ведь жилой комплекс должен быть с понятной навигацией, чтобы люди могли легко дойти до своего жилья. Но навигация была тоже продумана, все дома имели индивидуальную раскраску, которая строилась на сочетании красных и белых плоскостей. Красная плоскость - это был просто не оштукатуренный кирпич, а белые плоскости были оштукатурены и побелены.
Что это давало? Во-первых, это было очень эффектно, дома напоминали гигантские полотна Казимира Малевича, которые шагнули на фасады зданий. Это то самое буйство авангарда с его любимыми цветами: красным и белым. Во-вторых, то, что каждый дом имел свою цветовую окраску, помогало навигации. Человек легко запоминал, как выглядел его и соседние дома. В послевоенные годы этот комплекс был закрашен в охру, то есть в желтый цвет. И эффект исчез.
Конечно, была там и инфраструктура. Трехэтажный дом посередине участка – это общественный корпус, в нем располагались детский садик, столовая, библиотека и клуб.
Материал подготовлен редакцией на основании публичной лекции Айрата Багаутдинова
Начните обсуждение первым!