21-этажный дом на пересечении 4-й Железнодорожной и Румянцева строят практически вплотную к одному из соседних домов. Жильцы уверены, что появление нового дома ухудшит условия их жизни, так как застройщик нарушил нормативы по плотности жилой застройки. Законно ли строительство здания такой этажности, разбирался журналист IRK.ru.
О том, что здесь будут стройка, местные жители знали давно. Сначала говорили, что на месте старых «деревяшек» появится детский центр, потом речь шла о гостинице. А в начале июля вплотную к детской площадке возвели строительный забор, работы за которым идут полным ходом. Информацию подтвердила и служба строительного надзора по Иркутской области.
— Застройщик ООО «Старт Инвест». Предусмотрено строительство 21-этажного жилого комплекса (228 квартир) и трехэтажной автостоянки на 57 машино-мест, — говорится в официальном ответе на запрос IRK.ru.
Взбудораженные ситуацией жители соседних домов требуют отменить строительство или хотя бы уменьшить этажность дома до пятнадцати. По их мнению, возведение здания нарушает нормативы по плотности жилой застройки в этом районе.
В редакцию обратился житель соседнего со стройкой дома. Руслан живет с семьей на 4-й Железнодорожной почти десять лет. Мужчина рассказывает, здесь всегда были проблемы с инфраструктурой: детские сады и школы переполнены. У Руслана две дочки — 5 и 9 лет, и возить их приходится в детскую поликлинику не по месту жительства, так как попасть на прием к специалистам поликлиники № 5 сложно. «Сидеть часами в очереди нет возможности — надо работать, а записаться на прием по интернету не всегда получается, — поясняет он, — что будет после того, как достроят ЖК, представить страшно».
— Несколько месяцев после того, как территорию расчистили, здесь был пустырь, — вспоминает Руслан. — В начале июля появилась техника, участок обнесли забором. Мы забили тревогу, когда строители перегородили улицу 3-ю Железнодорожную. По ней проезжали со 2-й Железнодорожной и был доступ во двор с 4-й Железнодорожной. Оказалось, тем самым рабочие ограничили и проход жильцов к подземной парковке, расположенной на углу Касьянова и 4-й Железнодорожной.
Всего на парковку предусмотрено два въезда. Один из них перегородили строители. Второй проезд неудобен для жителей дальних домов, так как теперь, чтобы дойти до парковки, им нужно обходить дома вокруг, по улице Касьянова. «Между тем, согласно публичной кадастровой карте, этот проезд является улицей общего пользования, которую перекрывать не имели права», — утверждает Руслан.
Жители уверены: ограждение сделано и с нарушением противопожарных норм. В случае ЧП заехать во двор дома можно только со 2-й Железнодорожной, доступ к нему со стороны 3-й Железнодорожной закрыт.
— Строящийся дом слишком близко примыкает к дому по 4-й Железнодорожной, 23а. Сейчас забор стоит всего в 1,5 метра от здания и в 15 от дома по 2-й Железнодорожной, 32. К тому же, насколько нам известно, тут нельзя строить выше 15 этажей, так как есть подземное течение. А возводят 21-этажный дом, да еще и на склоне, — рассуждает Руслан.
Со стороны перекрытой улицы рабочие поставили ограждение вплотную к детской площадке. Это небезопасно для детей. Находиться там невозможно: постоянный шум, летит пыль и мусор. Тут же организован проезд строительной техники. «Разве не нарушает это строительные нормы?» — задает вопрос мужчина.
Как пояснили в администрации: чтобы обезопасить детскую площадку, застройщик поставил вплотную к ней ограждение, перекрыв проезд по 3-й Железнодорожной. Участок площадью 1680 квадратных метров разрешили использовать на основании распоряжения министерства имущественных отношений.
Жители направили письмо депутату округа с просьбой проверить законность стройки, но ответ так и не получили. А специалист службы строительного надзора по телефону заверила обеспокоенных людей: с документами у застройщика все в порядке, волноваться не о чем.
— Разве может быть законно то, что наши дети гуляют фактически на стройплощадке, вдыхают выхлопные газы и строительную пыль, — удивляется мужчина.
Руслан говорит: жильцы близлежащих домов не против строительства, но против такой этажности. Ведь жилой дом возводят уже в сформированном и обжитом районе.
— Застройщик обязан был учесть мнения жителей. Между тем общественных слушаний не было. Да и как можно было выдать разрешение на строительство очередного ЖК без развития инфраструктуры? — удивляется Руслан.
Нет новых школ и детских садов
О нехватке детских садов, школ и поликлиник в этом районе выходила статья на IRK.ru. И в ближайшие несколько лет ситуация вряд ли изменится: согласно ответу градостроительного комитета, до 2025 года возведение новых социальных объектов здесь не запланировано.
Между тем на улице 4-й Железнодорожной, помимо 21-этажного дома от «Старт Инвест», строятся еще два жилых комплекса: ЖК «Очаг» (застройщик — «МобиКлин») и ЖК «Альма Матер» (застройщик — ООО «Родные берега»). В общей сложности это более 600 новых семей. И все дети пойдут в уже работающие детские сады и школы, мест в которых и так не хватает. Стоит ли говорить, что это создаст колоссальную нагрузку на уже существующую инфраструктуру района.
Несмотря на то что в Иркутске установлены показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения города объектами образования (120 мест в школах и 46,5 места в детских садах из расчета на тысячу жителей), темпы строительства многоквартирных домов опережают развитие социальной инфраструктуры города. В частности, страдают некоторые районы, в которых попросту нет свободной земли для возведения бюджетных организаций. Сейчас на этой территории работают детские сады № 105 и 53 и СОШ № 71 и 63. По словам местных жителей, они и так переполнены.
Кто строит?
В ответе службы строительного надзора говорится, что все законно: у застройщика есть на руках все необходимые разрешительные документы на участок и возведение многоквартирного дома. "Есть разрешение на строительство. Проектная документация от ООО «Ас-Менеджмент» и инженерно-геологические изыскания от ООО «Геокомплекс» имеют положительное заключение экспертизы, выданное ЗАО «Принцэпс», — говорится в официальном ответе за подписью врио руководителя службы Б. Шишкина на запрос IRK.ru .
Проверить эту информацию не удалось. «Застройщик строит без привлечения средств дольщиков, — пояснила специалист надзорного ведомства, — только за счет собственных. А в этом случае он не обязан выставлять документы на сайте (как при долевом строительстве), как и иметь их». Однако в этом она не была полностью уверена. Поэтому журналист IRK.ru связался с отделом по надзору в области долевого строительства. По телефону сообщили: «Старт Инвест» не заходил к ним с проектной декларацией, каким образом идет строительство — они не знают. За чей счет ведутся работы, в управлении архитектуры и градостроительства также пояснить не смогли.
В градостроительном комитете заверили: в соответствии с генпланом застройки проезд по улице 3-я Железнодорожная будет восстановлен по завершению строительства объекта.
Получается, есть те, кто разрешают и согласовывают строительство, и те, кто его контролируют. Но никто из них пояснить, по какой схеме застройщик возводит новый дом, не смог. Очевидно одно: есть слишком много вопросов, на которые, к сожалению, ответить не может даже власть.
По словам экспертов, такая схема существует: строительство на собственные средства дает компании финансовую независимость и минимизирует цену за квадратный метр. Между тем без привлечения кредитных средств или денег дольщиков практически невозможно реализовывать масштабные проекты, уверены они. Сможет ли «Старт Инвест» справиться с такой задачей — пока непонятно.
Возникает и другой вопрос: а кто должен контролировать подобную стройку? «Надзор за исполнением проекта осуществляет служба государственного строительного надзора Иркутской области. По нарушениям в процессе строительства жители могут обращаться в данную службу», — говорится в ответе градостроительного комитета. Но при этом они не смотрят за установкой ограждений, соблюдением границ — по их словам, это в компетенции местной администрации.
Связаться с застройщиком оказалось непросто. Сайта у компании «Старт Инвест» нет, а найти контактную информацию в интернете не удалось. В стройнадзоре помочь также не смогли: не положено, пояснили по телефону. Кстати, при въезде на площадку должен быть установлен информационный щит с указанием контактов застройщика и подрядчика. Однако журналист, обойдя стройку вокруг, не нашел паспорт объекта. В надзорном ведомстве заверили, что он есть.
Как оказалось, учредители ООО «Старт Инвест» и ООО «Ас-Менеджмент» (компании, которая готовила проектную документацию), одни и те же: Геннадий и Андрей Купцовы. Адрес и контакт последней организации удалось найти. По телефону мужчина (он не представился) не стал отрицать свою причастность к строительству дома и попросил все вопросы отправить по электронной почте. На момент публикации данной статьи редакция так и не получила ответ.
Градостроительный комитет
Журналист IRK.ru обратился в градостроительный комитет, который выдает разрешения на строительство, а значит, должен обладать полной информацией по этому объекту. Согласно ответу, ЖК на 4-й Железнодорожной возводят на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000033:37372 площадью 5220 квадратных метров. Генплан и стройгенплан согласованы комитетом.
На вопрос, не нарушены ли здесь нормативы по плотности застройки, в комитете ответить не смогли. Но вот что интересно: в ходе публичных слушаний был уменьшен «минимальный размер земельного участка (при новом строительстве) до 0,5220 га», — так говорится в ответе ведомства. Это значит, что 21-этажный дом должен возводиться на участке большей площади, но застройщик получил разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте. И начал стройку высотки на небольшом участке. Получается, беспокойство жильцов соседних домов по поводу нарушения нормативов плотности застройки не напрасно.
Кстати, местные жители уверяют, что публичных слушаний не было. Однако на сайте администрации Иркутска есть и распоряжение, и заключение об их проведении. Если не жильцы соседних домов принимали участие в слушаниях, то кто? Еще один вопрос без ответа.
Насколько правомерны согласование новой застройки и выдача разрешений на строительство без развития инфраструктуры? Когда система будет отлажена и вместе с возведением очередного ЖК будут строить детские сады и школы? На эти вопросы пока дать ответ не может никто. Поэтому все, что остается жителям, предполагающим нарушение нормативов плотности застройки, — разобраться в законодательстве, обратиться в прокуратуру с коллективным заявлением о проверке законности выдачи разрешительной документации и готовиться отстаивать свои права в суде. А мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
Автор фото — Анастасия Влади
Анастасия Маркова, IRK.ru
Начните обсуждение первым!