Минстрой России превращается в мегарегулятора на рынке ЖКХ, взяв на себя контроль над расходами на капремонт
Министерство строительства и ЖКХ начнет следить за ходом капитального ремонта в регионах. Для этого уже подготовлен проект поправок в положение о министерстве, которые наделяют его дополнительными полномочиями. Они позволят вести мониторинг размера взносов за капремонт, установленного в регионах, и хода самих работ. Тем самым Минстрой России превратится в мегарегулятора на рынке ЖКХ, если к функции лицензирования добавятся функции финансового контроля и проектного управления.
Минстрой в системе организации и реализации капитального ремонта в регионе (субъекте федерации) будет контролировать все основные элементы: определение размера взносов на капремонт, идентификацию объектов (домов) для ремонта, определение очередности домов для капремонта, определение объема и стоимости работ, мониторинг объемов и сроков выполнения работ.
Причины стремления к такому решению понятны.
Система капитального ремонта включает 770 822 многоквартирных дома, общей площадью 2 421 млн кв. м, а также 4,5 млн конструктивов и 4 млн видов работ. Это огромное хозяйство и средства, которые нельзя оставить без контроля. Уже сейчас проявляются проблемы. Очередность домов и объемы работ регулярно вызывают непонимание местного населения. Происходят скандалы с зарплатами руководителей, сотрудников отдельных региональных фондов капремонта — то есть собранные с народа деньги шли не на ремонт домов, а не «красивую жизнь» администраторов. Конечно, хочется первым делом поставить администратора над администраторами…
Но главный вопрос все-таки в другом. Какие ключевые показатели экономической эффективности системы капремонта и контроля будут и будут ли применяться? Натуральный объем собранных и потраченных средств ничего не показывает. А вот показатель минимальной стоимости администрирования фондов в процентном выражении от оборота пригодился бы.
Сам по себе факт введения контроля, хотя и может казаться решением проблемы, но часто это не так. То, что вместо автомобильной панели приборов появилась панель от самолета, еще не значит полет (процесс) стал лучше, эффективнее. Нужны методы, способы, инструменты управления большими объемами информации и контрольных параметров. Причем управление различными параметрами интегрировано в единую модель. «Вручную, в Exсel» с миллионами домов, конструктивов и работ не управиться.
Между получением полномочий контроля и эффективным управлением лежат основные риски: контролировать все или почти все факторы, но по отдельности; отсутствие «датчиков на местах», т.е. поступление регулярной и объективной информации о состоянии дел на местах; валовые показатели деятельности, которые ничего не показывают, кроме статотчетности. Пожелаем Минстрою их успешно преодолеть, на пользу отрасли и нашего с вами проживания в многоквартирных домах.
Сергей ЕЛИСЕЕВ, президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров
Начните обсуждение первым!