Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Быть или не быть в России саморегулированию определит кризис

Рубрики:
Быть или не быть в России саморегулированию определит кризис 15.04.2016

Нынешний глобальный кризис стал жестким испытанием для новой экономической модели – системы саморегулирования. И от того сможет она устоять и вытащить российскую экономику из глубокой ямы кризиса, возможно, зависит ее будущее. Впрочем, системы саморегулирования, подчеркнем «системы» как таковой сегодня не существует. Саморегулирование в нашей стране развивается хаотично и необходимо время, чтобы привести все в системный порядок.
В минувшую пятницу на Гайдаровском форуме глава Сбербанка Герман Греф, произнес несколько тезисов, которые на несколько дней стали главными заголовками российских СМИ. Дело в том, что ранее подобное не звучало из уст высокопоставленных чиновников.
«Нефтяной век уже закончился, - сказал он. - Мы проиграли конкуренцию. Надо честно сказать, это технологическое порабощение, мы просто оказались в стане стран, которые проигрывают, в стане стран-дауншифтеров». Банкир пояснил, что имеет в виду техническое отставание страны, которая из участника процессов превращается в наблюдателя. «Что с этим можно дальше делать, нужно, конечно, изменять все государственные системы. Нужно изменять государственные институты», - задает вопрос и пытается на него ответить бывший глава Минэкономразвития, а ныне руководитель госбанка Герман Греф.
Все это произнесено на весьма удручающем фоне. Так, если смотреть статистику, то по итогам 2015 года снижение ВВП составляет почти 4 процента, инфляция — 13–15 процентов, реальные доходы населения упали процентов на 10–12. Рубль дешевеет. Банковская система России находится в шаге от коллапса. Инвестиции падают. Программа импортозамещения не работает. Растет безработица. К слову, эксперты Всемирного экономического форума , который откроется в Давосе 20 января, уже предупредили Россию о рисках гиперинфляции.Но печальнее всего, что нет чувства перспективы. Наоборот — смятение, апатия и ожидание еще больших трудностей.
Страна приговорена к унизительной зависимости от динамики цен на нефть. И, к сожалению, в наступившем году подобный тренд сохранится. Причем правительство не делает никаких выходов из этого положения и просто ждет, когда начнется рост цены на нефть.

Почему сложилась такая плачевная картина и кто виноват? 

В последние годы у нас была вроде бы правильная установка на саморегулирование экономики и поддержку частного бизнеса. Но было ли саморегулирование и развивался ли частный бизнес? Увы, не было ни первого, ни второго. Была только имитация. Механизм рыночного саморегулирования, успешно работающий в развитых странах, у нас в полную силу так и не заработал. Кстати, в регионах чиновники до сих пор не знают, что такое саморегулирование и «с чем его едят». А частный бизнес по-прежнему продолжают «кошмарить» многочисленные надзорные органы.
Между тем механизм саморегулирования имеет тонкую законодательную настройку, чего не смогли качественно сделать отечественные законотворцы.
Напомним, как работают инструменты саморегулирования. Рост цены какого-то товара влечет повышение доходности бизнеса и инвестиционной привлекательности его производства. Инвестиции увеличивают производственные мощности, растет предложение, цена начинает снижаться до тех пор, пока доходность не упадет до уровня средней по рынку, после чего инвестиции станут бессмысленными и прекратятся. В этом случае нет необходимости в централизованном управлении, все необходимые управленческие решения принимают инвесторы. Точно так же без централизованного управления регулируется повышение качества и безопасности, за которые несут ответственность производители.
Что же конкретно предлагает Греф? Во-первых, провести реформу госуправления. Соответствующий указ Владимир Путин подписал еще в 2003 году, но результат не впечатлил. Правительство, по сути, по сей день играет роль «почтового ящика», который все предложения перенаправляет в Кремль и ждет отмашки «сверху».
Также Греф предлагает провести реформу судов и правоохранительных органов. Такая программа уже давно разработана. Есть и определенные результаты — судебные заседания начали транслировать в онлайн-режиме. Однако реальных сдвигов не наблюдается. Доверие бизнеса к власти не усилилось. Предприниматели, как и в 1990-х, не спешат проникнуться расположением «людей в погонах». Правительство же подливает масла в огонь, увеличивая бюджетные расходы на силовой сектор, а он в свою очередь, чтобы обосновать свою необходимость штампует дела.
С Германом Грефом не согласен руководитель Института экономики Российской Академии наук, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг. По его мнению, главная причина сложившейся тяжелой кризисной ситуации — неверная философия самой экономической политики. Последнюю четверть века у нас была установка на саморегулирование экономики. Она и привела нас в тупик, в котором мы находимся. На самом деле нужно было проводить промышленную политику, выявлять приоритеты развития, считает Гринберг.
По его словам, виноват весь «правящий дом», который взял курс на силы саморегулирования. Во время высоких цен на нефть считалось, что все в порядке. Ничего не делалось для улучшения ни инвестиционного климата, ни структуры экономики. Она примитивизировалась в течение 25 лет.
«Вот что такое элиты? Они ничего не предавали. Они действовали в соответствии с якобы единственно правильной современной на тот момент экономической теорией — что нужно все отпустить, и пусть само все идет. И вот оно пришло», - сетует Гринберг.

Сможет ли Россия избавиться от обидного прозвища «дауншифтер» и войти в число фаворитов? 

На этот вопрос пока нет ответа.
Глобальный экономический цикл, когда сырьевые цены шли вверх, завершен. В ближайшие несколько лет возврата к высоким ценам на нефть ожидать трудно. Для России наступила новая реальность, которая заставляет переходить к новой экономической модели, где главную роль, по мнению экспертов, все же играют механизмы саморегулирования.
Высокая доля государственного регулирования и влияния на экономику, которая давала возможность целенаправленно инвестировать и подруливать экономические законы для стимулирования роста в предыдущие годы, теперь означает очень большую зависимостью от действий конкретных людей, а не рыночных институтов и механизмов саморегулирования, в частности.
Как они себя поведут, насколько это будет профессионально и эффективно - очень важный вопрос, поскольку эти люди никогда не сталкивались с таким масштабом проблем. И есть очень высокий риск того, что им будет проще «закручивать гайки» и находиться в старой модели регулирования, нежели отпускать вожжи, не зная куда понесет. Все-таки люди обычно делают то, что они, как считают, знают и умеют. А умеют они только вручную.
Заметим, структурные дисбалансы, копившиеся в стране десятилетиями, по большому счету, консервировались. Но это не может продолжаться вечно. Экономика рано или поздно ответит, заставив эти дисбалансы ликвидировать. И, чем больше эти проблемы по масштабам и времени, когда они копились, тем жестче и больнее будет кризис, а процесс выздоровления экономики длительней.

http://sro-portal.com

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика